Колонка редактора

Духовное развитие – ключ от всех дверей

В университете мне хорошо запомнились слова преподавателя по педагогике: «Сколько бы вы не пытались воспитывать в детях нравственность, умение ценить человеческий труд, бережное отношение к природе, прививать культуру общения и прочее, без воспитания в человеке духовности – это всё равно что лить воду в бездонную бочку». И верно, человеческая жизнь усложняется, задачи воспитания увеличиваются и процесс этот будет непрерывен. Если мы будем только искать ответы на вновь возникающие вызовы, то получим лишь бесчисленное множество педагогических трактатов на полках многоэтажных библиотек, но так и не придём к решению проблемы на практике.

Мудрость тысячелетий подсказывает: корень невоспитанности выкорчевать может лишь развитая духовность. Развивая ребёнка духовно, нам не придётся в будущем держать его в ежовых рукавицах и подсказывать, как повести себя в текущей обстановке. Ответ найдётся сам собой, основываясь на собственные чувства.

Духовный рост устраняет общую причину невоспитанности. С этим можно сколько угодно спорить, но какие ещё нужны доказательства, как не те, с которыми мы сталкиваемся ежедневно – уровень культуры поведения падает, несмотря на повышающуюся нагрузку по воспитательной работе в образовательных учреждениях.

Но человек духовный – это не только человек воспитанный. Это, прежде всего, человек, расширивший своё сознание за пределы материального мира. Он осознаёт единство и взаимосвязь с Вселенной. Он созидает, прокладывает дороги, и он творит добро. Он проявляет в жизни самые высокие качества. Он счастлив.

А можно ли воспитать духовность абсолютно во всех детях? Педагог-мудрец знает, что все люди рождаются с зачатками духовности. Педагог-созерцатель способен разглядеть эти зачатки в каждом ребёнке. Педагог-мастер имеет силу и терпение взрастить духовность, учитывая индивидуально-психологические особенности подопечного.   

Духовность – это основа интеллектуального, морального, социального и физического развития молодого человека. Эмпирический путь показывает – духовно воспитанные дети более здоровы физически и психически; они открыты людям и миру, их не разрушают ненависть, вражда, агрессия, гнев. Такие дети становятся лучшими гражданами, они успешны. И наоборот, среди детей с неразвитыми духовными способностями распространены тревожность, депрессия, безнадёжность, насилие, жестокость и даже самоубийство.

Пренебрегая духовным воспитанием молодого поколения, мы, сами того не желая, подвергаем риску детей, оставляя их без ресурсов для ориентирования во всё более усложняющемся мире, который они унаследуют.

Духовное и нравственное воспитание приносит пользу не только отдельному ребёнку. Оно имеет решающее значение для построения созидательного общества. Духовность в образовании сеет семена социальных изменений и воспитывает граждан, приверженных общему благу.

Духовность и религиозность взаимосвязаны, но не тождественны. Врождённую способность к духовному развитию можно взращивать как внутри, так и вне рамок религии. Все школы – государственные, частные, религиозные, уставные – могут и должны формировать и поддерживать здоровое духовное и нравственное развитие детей и подростков.

Духовный рост – это неотъемлемая часть полного человеческого становления. И в основном от нас, педагогов и родителей, зависит то, как наши дети будут воспринимать жизнь и смотреть на мир.
Made on
Tilda