Интервью с учителем

Каждый ученик достоин нашего уважения и внимания, даже если он отличается плохим поведением и сложным характером

Интервью подготовила Виктория Панова

В продолжение серии интервью с учителями физической культуры мы пообщались с Иваном Дмитриевичем Родионовым. Иван Дмитриевич преподаёт физическую культуру в школе 19 лет. Его педагогическое кредо: «Доброта, уважение, терпение». В настоящем интервью Иван Дмитриевич делится своим мнением по некоторым наиболее актуальным педагогическим вопросам.

Иван Дмитриевич, я начну с самого распространённого вопроса, который задают, пожалуй, всем учителям во время интервью. Почему Вы решили стать учителем?

Мой папа был школьным учителем, преподавал физику. Я пошёл по его стопам, только выбрал физическую культуру. Не потому, что она легче, а потому, что с детства занимался футболом. Одновременно с этим посещал кружок радиотехники – родители не хотели, чтобы я занимался только спортом. Профессиональный футболист из меня не получился, но я поступил в педагогическое училище на специальность «Физическая культура». Так я объединил и желание отца – стать педагогом – и своё собственное – заниматься физической культурой самому и обучать этому детей. Не последнюю роль в этом сыграл мой тренер Алексей Петрович, который говорил, что я как будто создан для преподавательской деятельности, а не для профессионального спорта: «Спортсмены по своей сути эгоисты. Это в некоторой степени даже хорошо. Но в тебе нет эгоизма, ты, скорее, ему противостоишь. Поэтому я не вижу тебя в большом спорте. А вот педагогом ты мог бы стать неплохим».

Значит, Вы альтруист?

Да. Вообще я считаю, что все учителя – альтруисты по натуре. Так и должно быть.

Какой из законов педагогической философии имеет для Вас первостепенное значение?

Каждый ученик достоин нашего уважения и внимания, даже если он отличается плохим поведением и сложным характером. Я верю в то, что и самый отъявленный хулиган может быть благородной личностью, иметь доброе сердце. Расскажу такую историю. Один из моих учеников, Андрей, выделялся крайней недисциплинированностью. Учителям, в том числе и мне, было очень трудно с ним. И вот однажды я как-то проходил мимо гаражей и увидел там Андрея. Он остановился рядом с бетонными плитами. Я незаметно подошёл ближе, чтобы проследить за ним. Андрей достал из рюкзака свёрток. На шуршащий звук к нему подбежали несколько кошек, которых мальчик стал кормить. Каждого бездомыша Андрей гладил, для каждого находил ласковые слова. Я увидел, что у самого озорного мальчишки в школе оказалось очень доброе сердце. Вы согласитесь с тем, что далеко не каждый взрослый, который учился в школе на отлично и все одиннадцать классов просидел за партой смирно, обладает той же душевной добротой, что и этот мальчик. Я тоже стал приходить на это место, чтобы подкармливать животных, и однажды мы пересеклись с Андреем. Он был сильно смущён. Передо мной был совсем другой Андрей, настоящий. Мы с ним долго говорили. О животных, о людской жестокости по отношению к братьям нашим меньшим. Буквально на следующий день Андрей изменил поведение в лучшую сторону, а сейчас он чуть ли не самый дисциплинированный ученик в классе. За маской хулигана пряталась добросердечная, благородная натура, способная сострадать. Андрей считал, что доброта – это проявление слабости. В действительности же доброта – это великая сила.

Как Вы считаете, нужно ли выставлять оценки по физической культуре? Или вместо оценки удобнее применять систему зачёт-незачёт?

Я придерживаюсь мнения, что отметки по физической культуре нужны. Во-первых, выставление отметок является мощной мотивацией учеников выкладываться на уроке на все сто, а не просто присутствовать на нём и что-то лениво выполнять, без проявления характера. Во-вторых, отметки – это связующее звено в отношениях между учителем, учащимся и его родителями.

Какие способы оценки своих учеников Вы применяете на уроках и считаете ли, что такая система оценивания является правильной? Разве верно будет ставить оценку «три» ученику, который в силу своих физических данных просто не в состоянии сдать прыжок в длину с разбега на оценку «отлично»?

То, что учителя физической культуры выставляют отметки исключительно по нормативам и не учитывают при этом физические способности детей – устаревшее мнение. Помимо тестирования физической подготовленности, оценивается также теоретическая подготовка и деятельность учащихся на уроке в целом. Я разделяю такие понятия как «оценка» и «отметка». Оценка, оценивание ребёнка – это сложный процесс. Необходимо соотносить полученный на контрольном испытании результат с уровнем физического развития ребёнка, также учитывая его состояние здоровья, рост, вес и даже настроение в данный момент. Отметка же – это то, что в конечном итоге выставляется в журнал на основе анализа перечисленных факторов. Бывает, что ребёнок получил неудовлетворительную отметку на предыдущим уроке и поэтому на урок физической культуры пришёл с испорченным настроением. Бывает, что ребёнок не очень хорошо себя чувствует. Всё это влияет на поведение школьника, его двигательную активность и результат сдачи теста. А вообще мои ученики знают, если они не могут сдать норматив на «четыре» или «пять», но будут активны на уроке, то отметку получат хорошую. Но важно разбираться с тем, почему ученик не смог сдать норматив. Связано ли это с его индивидуальными особенностями физического развития, недостаточной физической подготовленностью, либо ему не удалось проявить волевые усилия. Расскажу один случай. Максим не мог бегать дистанции длиннее одного километра. У него начиналась одышка. «Не хватает воздуха, слишком тяжело дышать», – говорил он. Я посоветовал ему подробно прочитать статью о таких физиологических состояниях как «мёртвая точка» и «второе дыхание». На следующий урок Максим сказал, что понял, в чём заключается его проблема. Его трудности с бегом на средние и длинные дистанции исчезли.

Какую роль на уроке физической культуры играет дисциплина помимо предупреждения травматизма и повышения плотности урока? Что значит соблюдение дисциплины на уроке для Вас?

Высокая дисциплина – важная часть качественного проведения урока. Педагог должен уметь не только обучать детей, но и управлять классом. На то, чтобы наладить в классе дисциплину, не стоит жалеть время. Неудовлетворительное поведение даже одного учащегося на уроке может привести к срыву занятия. На своих уроках я требую неукоснительного соблюдения правил техники безопасности. Что касается разговоров и шуток – не возбраняется, если речь и юмор по теме. Это разряжает обстановку.

Как лично Вы воспитываете самых недисциплинированных учеников?

Все ученики на уроке физической культуры представляют собой хорошо организованную слаженную группу, имеющую ответственных и подчинённых, организаторов и исполнителей. В физкультурный актив класса я включаю самых недисциплинированных учеников. По собственному опыту могу сказать, что этот способ воспитания дисциплины работает. Дети и подростки, на которых возложена ответственность, заметно исправляются.

На Ваш взгляд, должны ли все учителя в школе придерживаться единой политики в правилах поведения на своих уроках и в единой системе наказания за их нарушение?

Не думаю, что это верно. Каждый учитель сам устанавливает границы дозволенного на уроке, имеет свою систему поощрений и наказаний, сложившуюся из давно известных систем с добавлением собственных идей. Что допустимо на английском языке у Марии Петровны, то категорически не приемлемо на уроках физики у Анны Гавриловны. Один учитель может с юмором относиться к остроумным и дерзким решениям заданий, другой же требует от учеников чётких ответов по существу вопроса.

Как Вы корректируете поведение учеников на уроке?

Зависит от того, насколько серьёзно нарушается дисциплина. Обычно мне бывает достаточно назвать имя нарушителя, чтобы он целиком переключил на меня внимание. Периодически напоминаю всему классу, что от них требуется выполнить и чего делать категорически нельзя. Если произошло нечто из ряда вон выходящее, то я оставляю провинившихся учеников после урока на беседу. Привлекать родителей – это крайняя мера. На сегодняшний день до этого пока не доходило.

Что Вы считаете недопустимым при коррекции поведения на уроке?

Порицание ученика перед всем классом. И, тем более, сравнение недобросовестного ученика с прилежным. То есть я никогда не скажу: «Света, ты ведёшь себя очень плохо. Посмотри на Машу и бери пример с неё». Во-первых, это точно настроит Свету против Маши; во-вторых, Света от этого точно не исправится. В конце концов никто не должен быть одинаковым и иметь идеальное поведение.

Какую информацию об ученике Вам необходимо знать в первую очередь, чтобы разобраться в причинах его плохого поведения, низкого уровня успеваемости?

Для меня важно знать, в какой атмосфере воспитывается ребёнок, и также важно знать о его взаимоотношениях с одноклассниками. Не всегда, но в большинстве случаев от психологического климата в семье и от того, какую социальную роль имеет ребёнок в классном коллективе, зависят и его успеваемость, и поведение.

Какой проведённый урок физической культуры, по Вашему мнению, не может считаться эффективным?

Урок физической культуры не может считаться эффективным, если хотя бы один из учеников на нём бездействовал. Даже имея освобождение от занятий физическими упражнениями, ученик должен, во-первых, присутствовать на уроке, а во-вторых – заниматься делом: судейством, решением тестовых заданий, помогать учителю принимать нормативы.

Сегодня школьники могут в любой момент найти информацию в интернете с помощью смартфона, даже находясь уроке. В некоторых случаях они заранее могут подготовиться к уроку, изучив дополнительные источники помимо учебника. По разным причинам, из лучших побуждений или с целью самоутверждения, они могут поправить учителя, указать ему на ошибку. Для Вас лично – это хорошо или плохо?

Если ребёнок в чём-то сомневается, даже пусть сомневается в словах учителя, ищет дополнительные источники информации – это достойно уважения. Тем более учитель тоже может ошибаться. Значит, ученик внимательно следит за тем, что я показываю и объясняю. Это нормальная педагогическая ситуация, когда ученик может поправить, а учитель благодарит за замеченную ошибку и продолжает урок. Если же ученик намеренно пытается поправлять учителя, например, говоря: «А я читал в интернете, что это упражнение правильно делать вот так!», то это также не должно задевать педагога. Он в любом случае будет знать больше ученика, но знать всё невозможно даже в своей области преподавания. Ученикам же следует объяснить, что интернет насыщен недостоверной информацией, статьями, которые написаны рерайтерами и копирайтерами, а не специалистами. Учитель же в своё время изучал рецензированную учебную и научную литературу. Спорную информацию учитель должен разобрать, доказать свою правоту или признать ошибку. Я поступаю именно так, а не прошу ученика закрыть рот, продолжая вести урок.

Что Вас больше всего огорчает в работе?

Больше всего меня огорчает то, что многие спортивно-одарённые дети впустую растрачивают свой потенциал. Часто можно наблюдать, как подростки, имеющие прекрасные физические задатки, например, к баскетболу или волейболу, проводят время после уроков бесцельно, вместо того чтобы идти в спортивный зал и тренироваться, посещать спортивные секции. Нередко можно наблюдать хорошо физически развитых юношей-старшеклассников, которые связались с дурной компанией. Я знаю также несколько историй с детьми, которые вообще перестали посещать спортивные секции по настоянию родителей. Это объяснялось тем, что спорт отнимает много времени, мешает учёбе.

Как учитель физической культуры может помочь спортивно-одарённым ученикам реализовать свои потенциальные возможности?

Если ученик показывает высокие результаты в одном или нескольких тестовых упражнениях, проявляет незаурядные способности в каком-либо виде спорта – это серьёзная причина встретиться с его родителями. Потому что только от них зависит – отправят они своего ребёнка в спортивную школу или нет. Моя задача состоит в том, чтобы убедить их это сделать. В свою очередь я буду выполнять то, что требует от меня план работы с одарёнными детьми. Но при всём желании учитель физической культуры не сможет сделать из ребёнка спортсмена. Это задача тренера-преподавателя.

Как Вы взаимодействуете с родителями? Каких основных принципов в общении с ними придерживаетесь?

Родители – главные союзники учителя. Поэтому с ними нужно иметь партнёрские отношения и вести только конструктивный диалог. Это стержневой принцип, которого я обязательно придерживаюсь. Любую спорную ситуацию ни в коем случае нельзя доводить до конфликта, но, если он всё же возник, его необходимо тут же погасить. Нет ничего хорошего в том, чтобы заканчивать разговор на враждебных нотах, даже если в споре вы безусловно правы. Кроме того, ребёнку будет не комфортно находиться на уроке с учителем, который находится в конфронтации с его родителями. И для учителя в этом тоже ничего приятного нет. Я общаюсь с родителями учеников напрямую, а не через классного руководителя. У них есть мои контакты, они могут всегда связаться со мной и задать вопросы по успеваемости или поведению своего ребёнка.

Как Вы считаете, каких педагогов хотели бы видеть дети на уроках?

Не секрет, что современные дети предпочитают молодых учителей. Связано это с тем, что они, как правило, весёлые, жизнерадостные, креативные, из-за небольшой разницы в возрасте имеют общие интересы с учениками (могут играть в одни компьютерные игры, смотреть одни фильмы), более лояльны. Но есть категория учителей, которая независимо от возраста, пола и интересов будет покорять сердца детей во все времена. В эту категорию входят педагоги, чья душа наполнена добротой. Добрый педагог – это всегда верный друг любого ученика.

Как Вы считаете, является ли в настоящее время учитель примером для подрастающего поколения?

В мои школьные годы учителя были уважаемыми и авторитетными людьми. Я знал, что это всегда порядочные, образованные, культурные люди, которые пришли в свою профессию не случайно. И мой отец тому пример. Все мы считали учителя идеальным человеком и образцом для подражания. Но в настоящее время всё не так. Для современных детей авторитет учителя перестал быть безусловным. Какие этому причины? С моей точки зрения, основных причин три. Те знания, что педагоги нарабатывали десятилетиями, сейчас можно получить за несколько секунд с помощью интернета. Учитель больше не является главным источником знаний. Вторая причина такова, что молодёжь считает образцом успешности популярных и богатых людей, даже если их образ жизни далёк от нравственного. Часто их кумиры – певцы, актёры, комики, бизнесмены. Учитель же не может похвастаться личным самолётом или яхтой, тысячами подписчиков. Третья причина кроется в самих учителях, а именно в их поведении. Практический каждый учитель сейчас имеет аккаунт в социальных сетях, куда считает необходимым и очень важным выкладывать фотографии своей как рабочей, так и личной жизни. Дети видят, что учителя – это самые обычные люди и ничто человеческое им не чуждо. Ведение социальных сетей – это нормально, но надо придерживаться определённых правил и вести себя подобающим образом. Женщины в откровенных нарядах, мужчины в ночных клубах с алкогольными напитками в руках никак не вяжутся с образом учителя.

У Вас есть какое-нибудь увлечение, любимое дело вне профессиональной деятельности?

Несмотря на то, что учитель – профессия круглосуточного характера, от неё нужно иногда отвлекаться. Уже несколько лет я занимаюсь резьбой по дереву. Это древнейший вид искусства, который берёт начало с каменного века. Может быть, от того, что в этом занятии есть что-то первобытное, я наполняюсь силами, заряжаюсь энергией, избавляюсь от переживаний.

Какие стороны своего характера Вы считаете сильными, и как они вам помогают в работе?

Самокритичность и чувство юмора. Я считаю, что здоровая самокритика – это верный путь к изменениям в лучшую сторону. После рабочего дня я сажусь за планы уроков и начинаю оценивать свои действия на уроке, искать и анализировать ошибки. Также заново переживаю разные педагогические ситуации, которые возникали в этот день и думаю, правильно ли я поступил, верные ли слова подобрал. Такие действия помогают мне учиться проводить последующие занятия, как я думаю, лучше предыдущих. Чувство юмора помогает мне даже на самую безнадёжную ситуацию посмотреть более позитивно и сбросить психическое напряжение, которое, как известно, постоянный спутник всех педагогов.

Какие книги Вы особенно хотели бы порекомендовать к прочтению детям школьного возраста?

Особенно я бы хотел рекомендовать к прочтению повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» о событиях жизни друзей-одноклассников, о воспитании характера и борьбе со своими недостатками. И мой любимый с детства роман Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой» – произведение о чести, дружбе и смелости, героями которого являются шестиклассник Серёжа Каховский и его друзья.

В завершение нашего интервью процитируйте, пожалуйста, своего любимого писателя.

Я бы хотел процитировать Антона Павловича Чехова: «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения». Эти слова в равной степени относятся как к учителям, так и к родителям. Прячьте плохое настроение на время общения с детьми и никогда не срывайте на них злость.







Made on
Tilda