«Дорога памяти» протяжённостью 1418 шагов рассказывает подробную историю каждого дня Великой Отечественной войны. Уникальность музея – не только в его огромном размере или в большом количестве редких экспонатов. Благодаря высоким технологиям залы музея полностью погружают посетителей в обстановку важных этапов войны и дают ощущение эффекта присутствия, а фотогалерея «Река времени» содержит информацию о фронтовиках, партизанах, жителях блокадного Ленинграда, тружениках тыла и многих из тех, кто встал на защиту Родины.
В этом музее – война день за днём. В нём мы испытаем сильные эмоции и узнаем много новой информации.
Мирное время
Первый зал представляет собой аудиовизуальный тоннель, который показывает нам жизнь советских людей до начала войны. Здесь ясное голубое небо, рисунки мелом на асфальте, счастливые улыбающиеся дети; здесь гудят автобусы, шумит июньская листва и звучит популярная в те времена воздушная и лёгкая мелодия «Рио-Рита».
21 июня 1941 года был обычным днём. Строились новые города, школы, университеты, московское метро. По всей стране отмечались выпускные балы, студенты сдавали переводные экзамены. Люди планировали воскресный выходной: рассчитывали, что проведут его за чтением книги или в гостях, на природе или за просмотром кино, не подозревая, что ждёт их завтра...
Впереди – чёрные плотные шторы на дверном проёме, за которыми – четыре года тяжёлой войны. Мы понимаем, что предстоит увидеть дальше, у нас учащается пульс и к горлу подступает комок. Но мы должны идти дальше, оставить приветливое спокойное время, на несколько часов окунувшись в мир горьких слёз, боли, крови, голода и смерти. Нашей стране суждено пройти самую страшную, самую гибельную войну в истории человечества.
Первый день войны
22 июня 1941 год – дата начала Великой Отечественной войны. В полутёмном помещении на огромных экранах – панорама объятого пламенем города. Чёрный дым, разрушения, сошедший с рельсов разбомбленный трамвай. Над головой воспроизводится видео налёта немецких самолетов. Под стеклянным полом лежат фрагменты обрушенных зданий и осколки мин, детские игрушки, разбитые часы, недочитанный журнал…
В воздухе чувствуется запах гари. Оглушительно и устрашающе воет сирена, грохочут взрывы. В этом зале ощущаешь на себе то, что испытали советские люди в тот в момент, когда по радио, как здесь и сейчас, вещал голос диктора Юрия Левитана: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города…».
С этого момента судьба нашей страны и всех живущих в ней людей изменится. Война унесёт миллионы жизней. Миллионы людей останутся инвалидами. Война растопчет детство советских детей и оставит незаживающие раны на теле нашей Родины. В этом зале по-настоящему страшно, трудно дышать, и вскоре мы покидаем его.
Галерея «Река времени»
Всего несколько шагов и мы в галерее «Река времени». По правую сторону галереи находятся видеоэкраны с кадрами военной кино- и фотохроники. Изображения на них мозаичны – они составлены из миллионов фотокарточек участников войны. Ниже располагаются поисковые стенды-запросы, на которых можно ввести имя героя и его фотография с историей будут вынесены на главный экран в большом формате.
Здесь громко звучит гимн защиты Отечества – «Священная война». «Священная война» – это песня первых дней войны; песня, которая провожала советских солдат на фронт и в словах которой – душа нашего народа, наша боль и вера в победу. Слова её навсегда останутся в наших сердцах:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идёт война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
Мы продолжаем слушать этот патриотический шедевр. Состояние страшной душевной тревоги вдруг переходит в непоколебимую решимость защищать свою Отчизну до последней капли крови, в готовность пожертвовать жизнью, но отстоять свой дом, семью, свою Родину.
Нам предстоит ещё так много пройти, столько всего увидеть, испытать невыразимую гамму самых разных чувств: от радости Победы и гордости за мужество людей того времени до скорби по миллионам погибших на полях сражений от ранений и в тылу – от голода и холода.
Героическая оборона Брестской крепости
Мы заходим в следующий зал и, будто переместившись на машине времени, оказываемся внутри полуразрушенной Брестской крепости. Оформление помещения представляет собой стены из довоенного красного кирпича с фрагментом Тереспольских ворот – одних из четырёх ворот Кольцевой казармы, ведущих в Цитадель. За окном-бойницей, роль которого выполняет экран, ожившая сцена: от пули замертво падает солдат.
Выстрелы, грохот, резкие скрипящие звуки раздаются со всех сторон. Мы словно оказались на месте боя и стали защитниками бастиона.
Брестская крепость первая приняла на себя удар немецко-фашистской армии 22 июня 1941 года. Гарнизон крепости семь дней мужественно сдерживал натиск врагов, несмотря на их численное превосходство и поддержку артиллерии и авиации.
Некоторые элементы экспозиции являются историческими экспонатами. Здесь воссоздана огневая позиция со станковым пулемётом системы Максима. Рядом лежат железные с закругленными углами коробки для лент к пулемёту и деревянные патронные ящики. Повсюду разбросаны гильзы от винтовочных мосинских патронов.
А ещё здесь есть советская солдатская фляга РККА образца 1932 года из стекла, найденная при раскопках в Брестской крепости.
На манекене солдата, лежащего на огневой позиции, надет стальной шлем – СШ-40 – самая распространённая классическая советская каска.
В центре зала расположен интерактивный макет. Он рассказывает об этапах обороны Брестской крепости.
За стеклянной витриной бережно разложены остатки единственного рукописного документа об обороне Брестской цитадели – Приказ № 1. Он был обнаружен под крепостными руинами через десять лет после героических событий лета 41-го года.
Три бумажных обрывка с карандашными строчками находились в полевой сумке неопознанного героя. Этот приказ открыл нам имена её последних командиров: капитана Зубачёва, полкового комиссара Фомина, старшего лейтенанта Семененко и лейтенанта Виноградова.
При штурме крепости, встретив яростное сопротивление её защитников, гитлеровцы столкнулись с суровой реальностью и усвоили первый урок: советские воины без боя свою землю не отдадут.
Эвакуация промышленности
В зале «Эвакуация промышленности» первое, что привлекает внимание – диссонанс всевозможных звуков, создающих атмосферу грузовой железнодорожной станции. На платформе, стоящей на рельсах, располагаются станки с заводов. Фоном для инсталляции служат проекционные экраны. На чёрно-белой киноленте железная дорога пересекает зимний лес и уходит вдаль. Внезапно мы слышим пронзительный гудок приближающегося состава и видим, как прямо на нас мчится паровоз.
Уже с первых дней войны началась подготовка и проведение эвакуации промышленности на Восток. Поезда с грузами подвергались вражеским авиаударам. Это приводило к серьёзным потерям. Приходилось тушить пожары, спасать людей, в кратчайшие сроки строить обходные пути. В разы возросла нагрузка на паровозные бригады – эшелоны проходили тысячи километров без остановок.
Была выполнена колоссальная работа по вывозу людей и оборудования, их размещения и налаживания работы предприятий. Эвакуация промышленности в период начала Великой Отечественной войны – настоящий подвиг советских людей.
На защите неба столицы
Следующий зал называется «На защите неба столицы». Мы оказываемся на крыше московской высотки рядом с советскими солдатами, обороняющими город от вражеских авианалётов с помощью 37-мм автоматической зенитной пушки. Огромный панорамный экран воспроизводит ночную воздушную атаку. Над городом – сплошные полосы света прожекторов. Слышен гул самолётов. Прорвавшиеся немецкие бомбардировщики сбрасывают фугасные и зажигательные бомбы. В небо поднимаются советские истребители.
С 21 июля 1941 года сотни немецких бомбардировщиков наносили удары по Москве с целью её уничтожить и достигнуть Волги в районе города Горького (Нижнего Новгорода). Однако для защиты столицы нашей Родины было сделано всё то, что, казалось бы, сделать невозможно. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – сказал тогда советский военнослужащий Василий Клочков. Эти слова стали символом и разнеслись по всему миру. Советская армия смогла не только остановить и измотать немцев, которые уже почти вплотную приблизились к столице, но и после перешла в наступление. План «Барбаросса», ставивший своей главной целью захват Москвы и разгром Красной Армии в максимально короткие сроки, провалился.
5 декабря 1941 года, без оперативной паузы, советские войска перешли в решительное контрнаступление, итогом которого стало первое крупное поражение Вермахта во Второй мировой войне. Германская армия получила тяжёлый удар по боевому духу и была вынуждена усвоить ещё один красноречивый урок: красноармейцы готовы сражаться за Родину без отдыха и в любую минуту.
На представленной инсталляции можно увидеть несколько уникальных предметов. В коробке с песком находятся клещи для тушения зажигательных бомб. Во время войны они массово входили в обязательные противопожарные комплекты каждого городского дома, но до наших дней таких полукустарных изделий дошли буквально единицы.
Здесь находится и сам корпус немецкой зажигательной авиационной бомбы B1E. Такой тип бомб преследовал цель не пробить бетон или броню, не поразить живую силу или объект осколками, или ударной волной, а поджечь строение. Их тысячами сбрасывали на советские города. Тушить зажигательные бомбы приходилось женщинам, детям и подросткам, часто ценой своего здоровья или жизни.
В соседней галерее проломил стену и распластался на груде камней искорёженный, подбитый вражеский бомбардировщик. Наряду с сотнями самолётов немцы теряли своих лучших лётчиков. К сожалению, велики были и наши потери. В 1941 году и начале 42-го Красная армия терпела неудачи и болезненные поражения. И даже при череде выигранных битв, сумевших затормозить продвижение вражеских войск, до переломного момента в войне было ещё далеко.
Блокада Ленинграда
В зале «Блокада Ленинграда» бросает в дрожь не только от того, что в нём намерено температура ниже, чем в других помещениях, но и от воссозданной здесь пространственной композиции. Ленинград будто зажат в тиски глыбами льда, а снежные стены подсвечены красноватым светом.
На панорамном экране – Дорога жизни – единственное, что соединяло Ленинград с большой землёй. Зимой магистраль проходила через Ладожское озеро по льду. Нередко лёд проламывался, и ледяные воды Ладоги забирали не только ценный груз, но и человеческие жизни.
Здесь, под гул грузовых машин и завывание зимней вьюги, зачитываются воспоминания очевидцев, переживших блокаду, и от этих воспоминаний мы, живущие в мирное время, приходим в ужас.
8 сентября 1941 года немецкие войска отрезали Ленинград от всей страны. Осаждённый город боролся за жизнь 872 дня. Без продовольствия, без топлива, ежедневно подверженный бомбардировками, он продолжал жить и выстоял.
За стеклянной витриной – копия дневника ленинградской семьи Прусовых 1941-го года. Записи в дневнике вела Фаина Александровна Прусова – медсестра больницы им. Софьи Перовской. Её сын был военным хирургом, дочь – санинструктором. Блокаду все они провели в Ленинграде и в войсковых частях Ленинградского фронта. Описываемую хронику скорбных событий дополняют семейные рисунки, письма и стихотворения.
Рядом мы видим дневник ленинградской школьницы Тани Вассоевич. Девочка жила на Васильевском острове и вела записи с самого первого дня войны до победного мая 1945 года. В дневнике много цветных рисунков. Таня пережила самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов. В январе 42-го года она похоронила шестнадцатилетнего брата, а в феврале – маму. Отец Тани в войну находился далеко в геологической экспедиции.
Оборона блокадного Ленинграда – урок самоотверженности, твёрдости духа и героизма всему миру.
Гнетущая атмосфера этого зала оставляет печальное и невыразимо тягостное впечатление.
Кинозал
В музее есть несколько кинозалов. В них чёрно-белая хроника подводит итоги пройденных этапов войны. Кадры сменяют друг друга беззвучно.
Подвиг военных медиков
Зал «Подвиг военных медиков» имитирует палатку военно-полевого госпиталя. Здесь воссоздана его полная обстановка: операционный стол, медицинские инструменты, печь-буржуйка. На наших глазах проходит операция по спасению раненого. Заворожённо мы наблюдаем за искусными действиями врачей и одновременно слушаем, как голос за кадром читает подлинные рассказы, взятые из дневников и писем солдат.
Врачи и фельдшеры, медсёстры, санинструкторы и санитары спасали жизни бойцов Красной Армии и рисковали собственными. В любую погоду, часто в чудовищных условиях, находясь на пределе человеческих возможностей, они выполняли свой благородный долг. Во время Великой Отечественной войны погибли или пропали без вести более ста тысяч медицинских работников.
Среди экспонатов – санитарная сумка, в которой находились средства, необходимые для оказания первой медицинской помощи раненым. Сумки санитара, санитарного инструктора и фельдшера внешне не отличались друг от друга. Отличие было только в укладке. Санитарная сумка весила около трёх килограммов. В её состав входили: набор перевязочных материалов, лекарственные препараты для обезболивания и обеззараживания ран, ножницы и пинцеты для обеспечения доступа к ранениям, шины и косынки для иммобилизации конечностей при переломах, жгут для остановки кровотечения, термометр для измерения температуры тела, блокнот и карандаш для записей.
Работа военных корреспондентов и кинооператоров
Следующая просторная галерея показывает нам работу военных корреспондентов и кинооператоров в дни Великой Отечественной войны. На стене две огромные чёрно-белые фотографии. На одной из них изображён фронтовой фотокорреспондент газеты «Известия» – Георгий Анатольевич Зельма. На второй фотографии – фронтовой кинооператор Марк Антонович Троянский.
Г.А. Зельма побывал на многих фронтах: на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии. Но наибольшую известность получили его снимки из Сталинграда, в котором он находился в 1942-1943 годах. Здесь Г.А. Зельма фотографировал ожесточенные бои за город.
М.А. Троянский, помимо киносъёмки и фотосъёмки, вёл дневник. В 1942- 1943 годах он руководил киногруппой Южного фронта, поэтому основные его материалы связаны с событиями на юге. Во время освобождения городов и сёл Кавказа, при раскопках рвов, М.А. Троянский запечатлел на фотоплёнке поражающие своей жестокостью свидетельства преступлений гитлеровцев на захваченных территориях: убитых мирных жителей, среди которых – старики, женщины и совсем ещё маленькие дети.
Фотолетопись Великой Отечественной войны началась с первого же дня вторжения немецко-фашистских захватчиков. Фотографии военного времени – это молчаливые подтверждения подвига и героизма нашего народа и неоспоримые доказательства злодеяний фашизма. Журналисты, фотокорреспонденты и кинооператоры рисковали своей жизнью ради освещения событий и поднятия боевого духа на фронте и в тылу. Многие из них с войны не вернулись.
Оборона Севастополя
Наш путь в прошлое продолжается в помещении с морским пейзажем. Из водных глубин поднимается колонна, увенчанная орлом. Мы узнаём Памятник затопленным кораблям, и становится ясно, что перед нами – легендарный Севастополь, гордость русских моряков. Сейчас мы будто стоим на Приморском бульваре, где плещутся волны, звуки рынды смешиваются с воем пикирующих бомбардировщиков. Этот зал называется «Оборона Севастополя». Здесь идут боевые действия. Севастополь задыхается в дыму пожаров и содрогается от грохота разрывающихся бомб и снарядов.
Подойдя вплотную к городу и уверенные в том, что возьмут его сходу, самонадеянные немецкие оккупанты встретили отважных и храбрых защитников. Доблестные русские воины двести пятьдесят дней удерживали у стен города многократно превосходящие силы противника. Затем 22 месяца Севастополь находился в руках немцев, но никогда они себя не чувствовали в нём победителями. 9 мая 1944 года город был освобождён.
Героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года, оттянула на себя огромные силы нацистской Германии, которые несли тяжёлые потери. Благодаря этому было выиграно драгоценное время, и Советский Союз сумел сконцентрировать всю мощь, чтобы дать отпор вражеским войскам.
В зале представлено оружие и обмундирование военных лет. Советский моряк ведёт огонь из 12,7-мм пулемёта ДШК (Дегтярёва- Шпагина) образца 1938 года по летающим вражеским объектам. Рядом лежит пистолет-пулемёт системы Шпагина образца 1941 года. Это был самый известный советский пистолет-пулемёт Второй мировой войны, высоко ценившийся не только бойцами Красной армии, но и их противниками. Немцы не только активно использовали трофейные ППШ в неизменном виде со штатными патронами, но и организовали их заводскую переделку под свои 9-мм патроны и 32-зарядные коробчатые магазины.
Здесь хранится шинель Людмилы Михайловны Павличенко – лейтенанта, снайпера 54-го стрелкового полка 25-й стрелковой Чапаевской дивизии Приморской армии, Героя Советского Союза. Людмила Павличенко добровольцем ушла на фронт и была направлена в снайперский взвод. В составе Чапаевской дивизии она принимала участие в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины, в обороне Одессы, участвовала в боях под Севастополем. К июню 1942 года Людмила Павличенко довела свой личный счёт до 309 уничтоженных солдат и офицеров противника, и после серьёзного ранения была эвакуирована на Кавказ.
Несокрушимый Сталинград
В полумраке зала «Несокрушимый Сталинград» звуки одиночных выстрелов и пулемётных очередей сходу накрывают нас; они настолько реальны, что хочется лечь на пол и накрыть голову руками. Громовые раскаты взрывов, шум падающих обломков стен и бьющегося стекла, лязг, скрежет, грохот.
Центр экспозиции зала – символ отваги, храбрости, доблести и героизма советских бойцов – Дом Павлова. Бойцы «крепости» продержались под непрерывным огнём 58 дней. Они не только успешно отражали атаки врага, но и наносили им ощутимые потери. Выбитые стёкла, закопчённые оборванные обои, обугленные стены в следах от пуль, пепел – всё это перед нашими глазами напоминает о страшных событиях тех дней.
Через пролом от снаряда в стене мы видим знаменитый фонтан «Бармалей» – памятник, представляющий собой хоровод из шести детей вокруг крокодила. Фонтан стал знаменит благодаря фотографиям Эммануила Евзерихина, который смог запечатлеть контраст между скульптурами беззаботно резвящихся детей и ужасающей картиной разрушений города во время Сталинградской битвы.
Ещё один урок пришлось усвоить фашистам: если речь идёт о свободе родной земли, о Родине, то советский солдат в силах победить даже превосходящего по количеству врага. Сталинградская битва – это битва, которая переломила ход Второй мировой войны. Она продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года и закончилась полной победой советских войск. Сталинград, ставший со временем Волгоградом, носит высокое звание «Город-герой».
В этом зале находится сенсорный экран, на котором продемонстрирована карта Сталинградской битвы, архивные фотографии, информация об этапах битвы и героях Сталинграда, а также важный исторический документ – акт «Ультиматум немецким войскам о капитуляции».
Здесь мы можем увидеть уникальный экспонат из-под Сталинграда: останки легендарной «сорокапятки» – 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года. Это сравнительно компактное орудие имело длину чуть более 4 м и высоту по щитку 120 см, и обладало характеристиками, вполне достаточными для борьбы с танками вермахта любого типа.
В исторической коллекции представлены такие уникальные предметы, как полевой телефон ТАИ-43, катушка связиста, трофейная немецкая пишущая машинка «Олимпия» с футляром, захваченная в подвале главного универмага в помещении штаба окружённой 6-й армии Паулюса при его капитуляции в Сталинграде и др.
Рассматривая изображения героев Сталинградской битвы нельзя не упомянуть имя командующего 62-й армией, сыгравшей ключевую роль в героической обороне Сталинграда – Чуйкова Василия Ивановича. Ему принадлежат легендарные слова «За Волгой для нас земли нет!». Чуйков ввёл в войска новую тактику – тактику городского боя, довёл до совершенства работу штурмовых групп, за что солдаты называли его «генерал Штурм». Он всегда находился на переднем рубеже, под бомбёжками и обстрелами, за что его уважали простые солдаты.
За несколько месяцев до своей смерти Чуйков написал в ЦК КПСС: «…Чувствую приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт. С того места слышится рёв волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал». Василий Иванович Чуйков умер 18 марта 1982 года. Его последняя воля была исполнена. Чуйков единственный в истории Маршал Советского Союза, похороненный за пределами Москвы.
Битва за Кавказ
Не спеша мы продолжаем идти вперёд. Теперь перед нами инсталляция битвы за Кавказ. На фоне заснеженных гор, на скальной поверхности – два советских солдата ведут огонь по врагу из 107-мм горно-вьючного полкового миномёта. Это высокоманёвренное мощное оружие служило для поддержки и сопровождения горнострелковых и кавалерийских частей.
Огненные вспышки и клубы чёрного дыма пятнают бледно-голубое небо. Морозный воздух рассекают самолеты-истребители, один из них подбит, и он, горящий, задымлённый, несётся прямо на нас.
Сражение за Кавказ продолжалось 442 дня, с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года. Первый этап битвы, на протяжении 1942 года, был оборонительным, а второй, с начала 1943 года – уже наступательным. Главным образом это была борьба за природные ресурсы: Баку и Северный Кавказ являлись основными источниками нефти для нужд армии и всей экономики СССР.
Долгая и кровопролитная битва за Кавказ имела решающее значение для исхода Великой Отечественной войны. С большим трудом и ценой невероятных потерь нашим армиям удалось удержать врага и не дать ему прорваться в Закавказье.
В зале расположена интерактивная стена с анимированной картой, фотографиями и информацией о битве. Здесь находятся предметы форменной одежды советского скульптора и альпиниста Евгения Михайловича Абалакова. Он с августа 1942-го года вместе с другими альпинистами принимал участие в обороне Кавказа, а также преподавал в школе военного альпинизма и горнолыжного дела Закавказского фронта и совершал восхождения.
В битве за Кавказ враг усвоил для себя ещё один урок: советские солдаты могут воевать и побеждать везде, будь то леса Подмосковья, болота под Ленинградом, степи Кубани или горы Кавказа.
Много стихотворений написано о войне и об её героях. Назир Хубиев, народный поэт Карачаево-Черкесской республики, посвятил своё произведение Героям Марухского перевала, в районе которого шли тяжёлые бои. Эти проникновенные строки трогают до глубины души:
Вас утаить не смог холодный саван,
Вас и под снегом ветер отыскал.
И слёзы гор бегут, бегут как лава,
По ледникам, сковавшим губы скал.
Слились в одно солдатская отвага
И с этих гор ледовая броня –
И вы назад не сделали ни шага,
Врагов жестоких яростно громя.
Сжимая сталь иззябшими руками,
Вы здесь вели последний смертный бой.
И в том бою не прятались за камни,
А камни прикрывали вы собой.
Партизанское движение
Мы проходим в зал, который называется «Партизанское движение». Помещение имитирует лесной лагерь партизанского отряда. Здесь землянка, шалаш, на костре в котелке готовится еда. Голографические изображения партизан сменяют друг друга, и каждый из них рассказывает о своей судьбе. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны было не только масштабным, но и хорошо организованным. Жители оккупированных фашистскими войсками территорий массово уходили в партизаны. Численность партизан и подпольщиков в годы войны оценивается более чем в миллион человек. Их храбрость и слаженные действия внесли значительный вклад в общее дело разгрома врага.
В зале представлено несколько экспонатов: сигнальный фонарик, с помощью которого бойцы Красной армии и партизаны освещали дорогу и подавали сигналы; каска-рубашка – жилет с нашитыми небольшими кармашками, в которые в определённом порядке вкладывались металлические буквы типографского шрифта; колючки-«ерши» для выведения из строя автотранспорта и кавалерии врага и др.
Здесь находятся личные вещи Героев Советского Союза, награждённых этим званием посмертно – кожаный портфель Елизаветы Ивановны Чайкиной и платок Дарьи Григорьевны Дьяченко.
Лиза Чайкина была организатором партизанского отряда, действовавшего на территории Калининской области. 22 ноября 1941 года она направилась в поселок Пено с целью разведки численности вражеского гарнизона. По доносу предателя немцы схватили её, но даже под пытками Лиза не выдала им местонахождение партизан. Она была расстреляна 23 ноября 1941 года.
Дарья Дьяченко – партизанка, член подпольной организации «Партизанская искра» села Крымка Первомайского района Николаевской области. Она возглавляла группу мстителей в селе Новоалександровка. Её боевые товарищи успешно проводили диверсии на железной дороге, освободили из лагеря около двухсот советских военнопленных, собирали оружие, боеприпасы, распространяли листовки. 1 марта 1943 года при выполнении боевого задания Дарья была схвачена гитлеровцами и расстреляна 2 апреля 1944 года, в день своего двадцатилетия.
Органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне
Следующий зал посвящён противодействию Органов государственной безопасности СССР хорошо отлаженной машине германских спецслужб. На наших глазах разыгрывается сцена задержания советской контрразведкой одной из диверсионно-разведывательных групп, переброшенной через линию фронта в тыл наступающих войск Красной армии.
Органы военной контрразведки вели борьбу со шпионами, диверсантами, террористами, провокаторами в войсках и прифронтовой полосе, вели кропотливую работу на сборно-пересыльных пунктах, организовывали зафронтовую деятельность.
Культура во время войны
В зале «Культура во время войны» мы знакомимся с советским искусством времён 1941-1945 годов. В те страшные годы многие учреждения культуры не переставали работать. Мы думаем, что вероятно в такой страшный период жизни страны кино снимать не время. Но режиссёры, операторы, актёры трудились и в блокадном Ленинграде, и в обороняющейся Москве. Всего в годы войны было снято более 100 художественных фильмов. Поэты, писатели, художники и музыканты поддерживали советский народ в долгой и тяжёлой войне.
Зал демонстрирует нам такие экспонаты как: патефон с пластинками, балалайку и баян, статуэтки «Солдатский дуэт» и «Воины», макет декораций к спектаклю «Сталинградцы».
Курская битва
В зале, посвящённом Курской битве, на анимированной диораме воспроизведена страшная танковая баталия. Столпы густого дыма чёрно-серых оттенков поднимаются в голубое небо от подбитой техники. Мы находимся в траншее. Здесь, между проволочными инженерными заграждениями, расположились станковый пулемёт системы Максима, 57- мм пушка ЗИС-2, однозарядное противотанковое ружье системы Дегтярёва, личные вещи солдат, справа и слева – выгоревшая от солнца трава и обожжённая земля.
Курская битва, которая также носит название Курская дуга (из-за схожести линии фронта с дугой), проходила с 5 июля 1943 года по 23 августа 1943 года. Это одно из ключевых сражений Великой Отечественной Войны и самый великий и смертельный танковый бой в истории мира. В этом сражении Красная Армия установила своё могущество и сломила боевой дух немецко-фашистских войск, которые уже полностью утратили наступательные ресурсы. Генералиссимус СССР Иосиф Сталин говорил: «Если битва под Стaлингрaдом предвещaлa зaкaт немецко-фaшистской армии, то битва под Курском постaвилa её перед катастрофой».