Миссия методиста

Миссия методиста

Профессор читает лекции в средневековом университете. Гравюра на дереве, Женева, около 1525 г.

В повышении профессиональной компетентности учителей физической культуры немаловажная роль отводится районному (городскому) методисту соответствующей образовательной области, так как его трудовая деятельность включает в себя обучение и развитие педагогов.

Методист – незаменимая должность в сфере образования, значение которой сложно переоценить.

Методист – это лидер, который сплачивает учителей физической культуры с разным уровнем профессиональной подготовки в единую рабочую систему и задаёт оптимальное направление для общей работы и развития.

Методист – это теоретик и практик одновременно. Он объединяет теоретические знания и их практическое использование. Испытывая профессиональные затруднения, педагог пытается самостоятельно их преодолеть и обращается к различной научной литературе. Однако учитель-практик не всегда в состоянии разобраться в дебрях науки – труды учёных часто замысловаты и непосильны для восприятия. В этом случае методист является связующим звеном между теорий и практикой.

Методист – это исследователь. Он всесторонне изучает профессиональную деятельность каждого учителя. По результатам исследования методист вносит предложения по улучшению учебного процесса, распространяет и внедряет положительный, ценный опыт педагога.

Методист – это наставник, который готов всегда прийти на помощь. Он подскажет, посоветует, подтолкнёт, но не станет делать всю работу за своих подопечных. Учителя физической культуры должны постоянно чувствовать поддержку своего наставника, иметь возможность обращаться к нему в случае возникновения затруднений в любое время.

Методист работает над повышением уровня профессиональной компетентности всех учителей физической культуры независимо от их образования и опыта работы.

Методист – это мастер, который непрерывно совершенствует свои профессиональные компетенции, изучает передовой опыт по специальности и внедряет его лучшие образцы (разумеется, адаптированные) в деятельность учителей своего муниципалитета.

Методист – это организатор. Он подготавливает, обеспечивает, принимает непосредственное участие в открытых занятиях, заседаниях, спортивных соревнованиях, конкурсах и других мероприятиях.

Методист – это творец. Из-под его пера рождаются уникальные методические разработки, созданные специально для его района (города), в соответствии с материально-техническим оснащением определённой школы, конкретно для каждого учителя физической культуры.

Методист – это вестник. Он своевременно информирует учителя о новейших направлениях в развитии физкультурного образования учеников, о новых учебниках и учебно-методических комплектах, рекомендациях, приказах и т. д.

Таким образом, в муниципальных образованиях под началом грамотного методиста, добросовестно исполняющего свои обязанности, работают, как правило, сильные педагоги и проводятся хорошо организованные, даже выдающиеся уроки физической культуры.

Однако встретить методиста-профессионала и мастера своего дела в действительности случается довольно редко.

Как (по мнению учителей физической культуры) реально выполняют свои должностные обязанности методисты? Посмотрим на результаты опроса.
Респонденты (58 человек) – школьные учителя физической культуры из разных субъектов, городов, сельских поселений России. Почти треть опрошенных (в основном молодые учителя) вообще не знали, что такой специалист существует. По этой причине они на вопрос не отвечали.

О том, что некачественно выполняют свою работу не только методисты по физической культуре, но и методисты других образовательных областей, можно судить по представленным ниже оценочным выдержкам из комментариев учителей о деятельности управлений (департаментов) образования.

«Только создают бумаги в большом количестве и передают их туда-обратно».

«Все они (методисты – прим.) в своё время ушли из школ и не захотели преподавать. Пусть вернутся обратно и учат детей, а не педагогов туркают всякими отчётами!».

«Никакой помощи нет от управления образования, только создают помехи в нашей и так не простой работе».

«Мне повезло! Я периодически вижу своего методиста! Правда, такое случается всего раз в год на муниципальном этапе олимпиады школьников».

«Их (методистов – прим.) давно пора убрать, они реально мешают работе».

«Там (в управлении образования – прим.) давно нет никаких методистов. Это никому не нужная прокладка между Министерством и школой».

«Давно пора этих «специалистов» в школы отправить».

«Одни отчёты требуют. И не просто пришли, а привези, отчитайся и помощи от них никакой».

«Как нам сказал директор – методистов у нас нет. Странно, департамент образования есть, а методистов в нём нет».

«Все эти департаменты (образования – прим.) – откровенное зло. Причём зло само в себе. Через них никуда не пожалуешься, тем более что жаловаться приходится чаще всего на них самих».

«Я не надеюсь уже давно на помощь этих так называемых методистов».

«Мне ничем не помогает мой методист отдела образования».

Добавить что-либо здесь нечего, но возникает вопрос: какими важными делами заняты методисты, если не могут снизойти до прямого общения с учителями подведомственных школ? Ответ простой: пишут отчёты для вышестоящей инстанции, предварительно собрав данные в письменном виде с учителей муниципалитета. По факту получается, что ими выполняется только бумажная часть работы.

Почему многие методисты не работают с учителями физической культуры? Рассмотрим две обычные ситуации.

Предмет «Физическая культура» курирует неспециалист. Нередко начальники управлений (департаментов) образования обязанности методиста по физической культуре возлагают на работников с педагогическим образованием другой специальности. Вполне обычная практика, когда в ведении одного методиста сразу несколько предметов, так называемых вторичных: ИЗО, музыка, МХК, технология, ОБЖ и физическая культура. Но никаких объективных причин для подобного объединения этих совершенно разных образовательных областей нет! Разве что бытующее мнение, что все эти предметы – «необязательные», «ненужные». Что может дать методист-неспециалист учителю физической культуры? В лучшем случае окажет честь своим присутствием на каком-нибудь открытом мероприятии. Сможет ли он сам его провести? Почему бы и нет. Но на заезженную тему, не несущую действенной, практической помощи. Если учитель обратится к методисту-неспециалисту за помощью, например, попросит помочь в составлении Рабочей программы, то в ответ получит первый попавшийся документ, скачанный из интернета. И не важно, что данная программа не будет соответствовать материально-технической базе школы, ведь методист вряд ли ознакомился с её содержанием.

Ситуация, когда методист имеет педагогическое образование по профилю «Физическая культура», но он по-своему интерпретирует должностные обязанности. Да, заседания РМО (ГМО) проводятся регулярно (опять же, больше «для галочки», чем для реальной пользы дела). Кто их проводит? Руководитель этого объединения, который назначается на общем собрании из числа учителей физической культуры муниципалитета. Как правило, это наиболее опытный педагог с большим стажем преподавания, что, несомненно, очень хорошо. Нехорошо только, что он, по сути, выполняет чужую работу.

Попробуем заглянуть в месячный план районного (городского) методиста по физической культуре:
1) прогнозирование, планирование и повышение квалификации и профессиональной переподготовки учителей физической культуры, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
2) подготовка и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства;
3) изучение состояния преподавания предмета «Физическая культура»;
4) мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников;
5) изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ОУ на уровне ШМО, РМО;
6) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и т. д.

К большому сожалению, у большинства методистов все эти мероприятия так и останутся на бумаге, либо реализуются формально. Также в месячный план обязательно внесены пункты о посещении школ с целью оказания методической помощи учителям. Осуществит ли задуманное методист? Об этом известно лишь ему одному. Но, как показывает практика, не осуществит.

В результате нерадиво работающего методиста страдает эффективность системы физкультурного образования всего муниципалитета.

А что происходит, когда методист работает с учителями? Вот несколько преимуществ такого сотрудничества.

1. Учителя соседствующих школ начинают теснее взаимодействовать между собой, что положительно сказывается на эффективности обмена опытом.

2. Учителя смело применяют теорию на практике и не боятся экспериментировать.

3. Для повышения профессионализма учителя к нему применяется только индивидуальный подход.

4. На различных формах учебно-практических занятий учитель получает актуальные конкретно для него знания.

5. Процесс самообразования учителя успешно проходит на должном уровне.

6. Учителю не нужно перерывать горы «мусора» на просторах интернета в течение всего свободного времени для поиска необходимой информации.

7. Каждый учитель замотивирован на качественную работу. И это только несколько положительных моментов.

Что нужно сделать, чтобы званию «Методист» вернулось былое величие, как завоевать авторитет и заслужить доверие школьных учителей физической культуры? Прежде всего, уважать себя и других – быть на своём месте. Методист – это призвание, он своего рода – миссионер. Если вы чувствуете, что не ваше – оставьте должность. В мире множество интересных профессий, в которых вы сможете себя найти. К работе следует относиться серьёзно и нести ответственность за её результаты. Залог успеха – честный и добросовестный труд.

Никто не спорит – работа методиста сложная и кропотливая, не застрахованная от ошибок и неудач. Но любая ошибка – это опыт, а неудача – повод сменить парадигму. Учителя, видя ваши старания, будут вас всячески поддерживать. Да, среди них найдутся и те, кто будет мнить себя всезнающим, или, по крайней мере, знающим гораздо больше вас. Возможно, что так оно и есть, но в данный момент ВЫ на месте методиста, а не наоборот. Также вас подвергнут критике, часто незаслуженной, но и это тоже нормально. Суть работы методиста, помимо пустого бумагомарания, – предоставить реальную помощь учителю. Иначе такой должности нет смысла существовать.

Профессиональное развитие педагога – это длительный процесс, цель которого – формирование настоящего профессионала. Для этого необходима действенная, чётко организованная структура методической работы. Требуется конкретная постановка задач. Все формы работы, используемые методистом, должны являть собой целостную систему, единую цепочку мероприятий, а не её разрозненные звенья.
Made on
Tilda