План-конспект урока по физической культуре – это подробное описание предстоящего занятия, которое отражает его содержание и включает последовательное описание его хода. План-конспект урока – это важная и обязательная часть подготовки учителя к предстоящему занятию. План-конспект составляется до проведения предстоящего урока, а не во время или после него.
План-конспект урока относится к личным документам учителя физической культуры и потому может быть составлен в произвольной форме, если иное не установлено локальным нормативным актом школы.
Стоить отметить, что предельно детализированный план-конспект, фактически представляющий собой сценарий урока, рекомендован начинающим учителям и учителям, дающим открытый урок. Учителя с педагогическим стажем более десяти лет используют сокращённые варианты плана-конспекта занятия.
План-конспект урока относится к личным документам учителя физической культуры и потому может быть составлен в произвольной форме, если иное не установлено локальным нормативным актом школы.
Стоить отметить, что предельно детализированный план-конспект, фактически представляющий собой сценарий урока, рекомендован начинающим учителям и учителям, дающим открытый урок. Учителя с педагогическим стажем более десяти лет используют сокращённые варианты плана-конспекта занятия.
К сожалению, довольно большое число учителей по физической культуре готовятся к предстоящим учебным занятиям не должным образом. Об этом можно судить, в первую очередь, по отсутствию планов-конспектов на их уроках. Либо содержание данных документов носит формальный характер. Многие учителя (не только по предмету «Физическая культура») имеют планы-конспекты, которыми реально не пользуются, а держат документы при себе только для проверки со стороны специалистов отдела образования и администрации школы. Также некоторые учителя считают, что, предоставляя проверяющим «не рабочий» план-конспект, они удачно слукавили. Часть из них бахвалится своим обманом перед коллегами, учат молодых специалистов подобным поступком вводить в заблуждение проверяющих лиц.
Однако план-конспект, составленный (обычно просто скачанный с интернета или списанный с методической литературы) «для галочки», видно сразу. К тому же достаточно одного-двух вопросов, чтобы вывести недобросовестного учителя на чистую воду. Не редкость, когда учитель, скачавший готовый план-конспект из интернета, даже не удосуживается его внимательно прочитать. В результате при проверке урока специалистом может возникнуть неловкая ситуация. Обычно в таком случае в справке по итогам проверки указывается, что планы-конспекты носили формальный характер. Такие документы не анализируются. И если проверяющий ничего не сказал учителю, то это ещё не значит, что он ничего не заметил: скорее всего, он решил тактично промолчать.
Из опыта работы. В своей профессиональной деятельности мне доводилось видеть много планов-конспектов уроков по физической культуре, составленных разными учителями. Увы, довольно большое их число оказались «не рабочими». Однажды, находясь в школе на плановом посещении, в конце учебного дня я попросила одного из учителей физической культуры показать планы-конспекты прошедших уроков. Графа «Инвентарь и оборудование» сразу же привлекла внимание записью напротив: «Баскетбольные мячи по количеству учащихся». Мне известно, что количество учащихся в каждом классе этой школы не менее двадцати, и я знаю наверняка: такого количества баскетбольных мячей конкретно в этой школе нет. Стоит ли продолжать рассматривать данный план-конспект урока?
Мнение учителей-предметников о составлении планов-конспектов на каждый урок, и почему большинству из них не импонирует этот процесс
Здесь представлены комментарии учителей-предметников по вопросу необходимости составления планов-конспектов на каждый урок.
«Ненавижу писать планы на каждый урок, потому что этот процесс отнимает много времени. Я всё равно не заглядываю в них на занятии».
«У меня эти планы лежат для завуча и прочих проверяющих, а реально я ими не пользуюсь».
«Думаю, что в написании планов сейчас нет необходимости – достаточно приобрести методичку с поурочным планированием».
«Всегда писала и пишу (планы-конспекты – прим.), хотя могу провести урок и без них».
«Давно не пишу (планы-конспекты – прим.)».
«Пишу планы, скорее, для отчёта».
«Я пишу планы-конспекты уроков только тогда, когда меня принудительно просят».
«Зачем они нужны? Я много лет преподаю предмет и все учебники знаю наизусть. Это у молодого педагога есть необходимость их писать, продумывать каждую часть занятия».
«Методичками не пользуюсь. Пишу планы-конспекты уроков, потому что каждый урок нужно пропустить через себя».
«Я – молодой учитель и, если честно, совершенно не имею представления, как правильно писать эти планы-конспекты».
«Да кто их (планы-конспекты – прим.) сейчас пишет? Никто! Полно всяких планирований в методичках».
«Пишу планы, но также пользуюсь готовыми материалами». «Нам готовыми (планами-конспектами – прим.) пользоваться запрещают. Мы должны писать конспекты, но где взять на это время?».
«Написание этих планов – просто какая-то бюрократия!».
«Пишу краткий план, без него не могу».
«Раньше писала (планы-конспекты – прим.), подробные. А сейчас не вижу смысла в них».
Здесь представлены результаты опроса учителей физической культуры.
Однако план-конспект, составленный (обычно просто скачанный с интернета или списанный с методической литературы) «для галочки», видно сразу. К тому же достаточно одного-двух вопросов, чтобы вывести недобросовестного учителя на чистую воду. Не редкость, когда учитель, скачавший готовый план-конспект из интернета, даже не удосуживается его внимательно прочитать. В результате при проверке урока специалистом может возникнуть неловкая ситуация. Обычно в таком случае в справке по итогам проверки указывается, что планы-конспекты носили формальный характер. Такие документы не анализируются. И если проверяющий ничего не сказал учителю, то это ещё не значит, что он ничего не заметил: скорее всего, он решил тактично промолчать.
Из опыта работы. В своей профессиональной деятельности мне доводилось видеть много планов-конспектов уроков по физической культуре, составленных разными учителями. Увы, довольно большое их число оказались «не рабочими». Однажды, находясь в школе на плановом посещении, в конце учебного дня я попросила одного из учителей физической культуры показать планы-конспекты прошедших уроков. Графа «Инвентарь и оборудование» сразу же привлекла внимание записью напротив: «Баскетбольные мячи по количеству учащихся». Мне известно, что количество учащихся в каждом классе этой школы не менее двадцати, и я знаю наверняка: такого количества баскетбольных мячей конкретно в этой школе нет. Стоит ли продолжать рассматривать данный план-конспект урока?
Мнение учителей-предметников о составлении планов-конспектов на каждый урок, и почему большинству из них не импонирует этот процесс
Здесь представлены комментарии учителей-предметников по вопросу необходимости составления планов-конспектов на каждый урок.
«Ненавижу писать планы на каждый урок, потому что этот процесс отнимает много времени. Я всё равно не заглядываю в них на занятии».
«У меня эти планы лежат для завуча и прочих проверяющих, а реально я ими не пользуюсь».
«Думаю, что в написании планов сейчас нет необходимости – достаточно приобрести методичку с поурочным планированием».
«Всегда писала и пишу (планы-конспекты – прим.), хотя могу провести урок и без них».
«Давно не пишу (планы-конспекты – прим.)».
«Пишу планы, скорее, для отчёта».
«Я пишу планы-конспекты уроков только тогда, когда меня принудительно просят».
«Зачем они нужны? Я много лет преподаю предмет и все учебники знаю наизусть. Это у молодого педагога есть необходимость их писать, продумывать каждую часть занятия».
«Методичками не пользуюсь. Пишу планы-конспекты уроков, потому что каждый урок нужно пропустить через себя».
«Я – молодой учитель и, если честно, совершенно не имею представления, как правильно писать эти планы-конспекты».
«Да кто их (планы-конспекты – прим.) сейчас пишет? Никто! Полно всяких планирований в методичках».
«Пишу планы, но также пользуюсь готовыми материалами». «Нам готовыми (планами-конспектами – прим.) пользоваться запрещают. Мы должны писать конспекты, но где взять на это время?».
«Написание этих планов – просто какая-то бюрократия!».
«Пишу краткий план, без него не могу».
«Раньше писала (планы-конспекты – прим.), подробные. А сейчас не вижу смысла в них».
Здесь представлены результаты опроса учителей физической культуры.
Обязан ли учитель составлять план-конспект урока? В соответствии с Профессиональным стандартом педагога в трудовые действия учителя входит планирование и проведение учебных занятий. План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждый урок. Из этого можно сделать вывод: учитель должен писать план урока, а администрация школы правомочна его требовать. Вопрос о том, за какой период времени администрация может потребовать предоставить планы уроков, отражается в локальном нормативном акте школы.
План-конспект каждого отдельного урока, являясь документом планирования, имеет официальный статус. Он представляет собой подтверждение того, насколько всесторонне и продуктивно учителем выполняется учебная программа. По плану-конспекту урока, в том числе, можно судить о том, насколько профессионально учитель владеет практикой, теорией и методикой преподавания предмета «Физическая культура».
Зачем нужен план-конспект урока? Заблаговременная подготовка к уроку физической культуры – гарантия его эффективного проведения и успешности усвоения учащимися материала.
План-конспект содержит полную информацию об уроке на бумажном документе. Прокручивая сценарий предстоящего урока «в голове», получится построить его в реальности. Но прежде чем в мыслях начнёт вырисовываться чёткий сценарий урока, учитель должен определить его содержание. В содержание урока физической культуры входят описание деятельности учителя и учащихся, подобранные средства для каждой части урока, которые будут решать задачи занятия и вести к достижению поставленной цели, методы обучения, применяемые в данном уроке, организационно-методические указания. Множество самых разных фрагментов учитель физической культуры складывает в единый пазл – урок, задействуя в этом процессе свои профессиональные знания, специальный опыт, творческие способности. Удержать в голове всю информацию о содержании урока сложно, а если уроков несколько, то и вовсе невозможно. Поэтому учителю требуется зафиксировать весь материал на бумаге. Это своего рода «шпаргалка», которая будет всегда под рукой и пригодится в том случае, если из памяти что-то вылетело. В документе также находятся формулировки, тезисы, понятия, уточнения.
Детализированный план-конспект помогает избегать простоев на уроке. В плане-конспекте материал излагается в логической последовательности, а действия учащихся расписаны по минутам и даже секундам. Это позволяет быстро переключаться с одного вида деятельности на другую, без потери времени, избегать простоев. План-конспект даёт учителю физической культуры возможность строго следовать задуманным действиям для решения задач урока.
Написание детального плана-конспекта урока – это надёжный приём, позволяющий добиться высокой моторной плотности урока.
План-конспект проведённого урока помогает спланировать урок предстоящий. В процессе проведения урока физической культуры или сразу после его окончания учитель физической культуры делает в документе различные пометки, вносит изменения, если действительно что-то в уроке приходилось менять, и указывает причины, по которым эти изменения произошли.
При планировании следующего занятия учитель физической культуры мысленно разбивает предыдущий проведённый урок в этом же классе на составляющие, оценивает конечный результат своей деятельности, сравнивая запланированное с осуществлённым, то есть анализирует его. Опорой в этом учителю служит план-конспект – содержащаяся в нём информация помогает спланировать предстоящий урок.
Планы-конспекты нельзя писать на несколько занятий вперёд. Только проанализировав предыдущий урок, можно приступить к планированию следующего.
План-конспект урока, составленный для 5 «А» класса, будет отличен от плана-конспекта урока, составленного для 5 «Б» класса, который, в свою очередь, будет иным, чем в 5 «Г» классе. Связано это с тем, что школьные классы одной параллели неоднородны. Каждый отдельно взятый класс будет отличаться от других по многим параметрам: количеством учеников, значительным преобладанием в одном из классов мальчиков или девочек, детей с ослабленным здоровьем и пр.
Уроки физической культуры не всегда получается проводить так, как они были задуманы. Данное явление вполне нормально и объяснимо: часть класса могут задержать на репетиции, у большинства учеников могут возникнуть трудности в освоении двигательных действий, поэтому приходится уделить больше времени на их разучивание, либо сдача нормативов прошла гораздо быстрее запланированного времени и т. п. Но это отнюдь не значит, что подробно расписывать сценарий предстоящего урока не нужно, так как часто всё равно придётся импровизировать. В любом случае, даже при необходимости где-то отойти от плана, нужно всё равно стремиться к тому, чтобы плавно вернуться обратно к намеченному порядку или дополнить занятие полезным материалом по теме урока.
Иногда содержание плана-конспекта урока будет полностью различаться от содержания фактически проведённого урока. Обычно такое случается, когда урок планировалось провести на спортивной площадке, но из-за резкой смены погоды учитель был вынужден перенести занятие в зал.
Разнообразная методическая литература с готовыми планами-конспектами уроков может быть полезна учителю физической культуры, послужить ему подсказкой, инструкцией, но представленный материал не может стать рабочим документом. В готовых вариантах не будут учитываться индивидуальные особенности класса, в котором учитель проводит уроки, методы, приёмы и техники, которые подходят конкретно этому учителю и его ученикам, средства, которые предпочитает использовать в работе учитель и которые ему позволяет реализовать материально-техническое оснащение спортивной базы школы.
Ни один план-конспект урока по физической культуре после проведения занятия не должен быть уничтожен! И здесь дело не в том, что руководство может запросить документы с начала четверти или начала изучения темы, чтобы проследить взаимосвязь задач предыдущих уроков с последующими. Каждый план-конспект урока, составленный учителем индивидуально для каждого класса, с учётом особенностей его контингента, содержащий конкретные задания для отдельных учеников, – это уникальная методическая разработка, плод интеллектуального труда, творческое произведение. Такие документы необходимо бережно хранить, делиться ими с коллегами, обсуждать их, анализировать, оценивать.
Предварительная тщательная подготовка к предстоящим учебным занятиям – залог успешного и качественного их проведения, а продумывание и составление планов-конспектов к каждому уроку – признак профессионализма учителя физической культуры.
План-конспект содержит полную информацию об уроке на бумажном документе. Прокручивая сценарий предстоящего урока «в голове», получится построить его в реальности. Но прежде чем в мыслях начнёт вырисовываться чёткий сценарий урока, учитель должен определить его содержание. В содержание урока физической культуры входят описание деятельности учителя и учащихся, подобранные средства для каждой части урока, которые будут решать задачи занятия и вести к достижению поставленной цели, методы обучения, применяемые в данном уроке, организационно-методические указания. Множество самых разных фрагментов учитель физической культуры складывает в единый пазл – урок, задействуя в этом процессе свои профессиональные знания, специальный опыт, творческие способности. Удержать в голове всю информацию о содержании урока сложно, а если уроков несколько, то и вовсе невозможно. Поэтому учителю требуется зафиксировать весь материал на бумаге. Это своего рода «шпаргалка», которая будет всегда под рукой и пригодится в том случае, если из памяти что-то вылетело. В документе также находятся формулировки, тезисы, понятия, уточнения.
Детализированный план-конспект помогает избегать простоев на уроке. В плане-конспекте материал излагается в логической последовательности, а действия учащихся расписаны по минутам и даже секундам. Это позволяет быстро переключаться с одного вида деятельности на другую, без потери времени, избегать простоев. План-конспект даёт учителю физической культуры возможность строго следовать задуманным действиям для решения задач урока.
Написание детального плана-конспекта урока – это надёжный приём, позволяющий добиться высокой моторной плотности урока.
План-конспект проведённого урока помогает спланировать урок предстоящий. В процессе проведения урока физической культуры или сразу после его окончания учитель физической культуры делает в документе различные пометки, вносит изменения, если действительно что-то в уроке приходилось менять, и указывает причины, по которым эти изменения произошли.
При планировании следующего занятия учитель физической культуры мысленно разбивает предыдущий проведённый урок в этом же классе на составляющие, оценивает конечный результат своей деятельности, сравнивая запланированное с осуществлённым, то есть анализирует его. Опорой в этом учителю служит план-конспект – содержащаяся в нём информация помогает спланировать предстоящий урок.
Планы-конспекты нельзя писать на несколько занятий вперёд. Только проанализировав предыдущий урок, можно приступить к планированию следующего.
План-конспект урока, составленный для 5 «А» класса, будет отличен от плана-конспекта урока, составленного для 5 «Б» класса, который, в свою очередь, будет иным, чем в 5 «Г» классе. Связано это с тем, что школьные классы одной параллели неоднородны. Каждый отдельно взятый класс будет отличаться от других по многим параметрам: количеством учеников, значительным преобладанием в одном из классов мальчиков или девочек, детей с ослабленным здоровьем и пр.
Уроки физической культуры не всегда получается проводить так, как они были задуманы. Данное явление вполне нормально и объяснимо: часть класса могут задержать на репетиции, у большинства учеников могут возникнуть трудности в освоении двигательных действий, поэтому приходится уделить больше времени на их разучивание, либо сдача нормативов прошла гораздо быстрее запланированного времени и т. п. Но это отнюдь не значит, что подробно расписывать сценарий предстоящего урока не нужно, так как часто всё равно придётся импровизировать. В любом случае, даже при необходимости где-то отойти от плана, нужно всё равно стремиться к тому, чтобы плавно вернуться обратно к намеченному порядку или дополнить занятие полезным материалом по теме урока.
Иногда содержание плана-конспекта урока будет полностью различаться от содержания фактически проведённого урока. Обычно такое случается, когда урок планировалось провести на спортивной площадке, но из-за резкой смены погоды учитель был вынужден перенести занятие в зал.
Разнообразная методическая литература с готовыми планами-конспектами уроков может быть полезна учителю физической культуры, послужить ему подсказкой, инструкцией, но представленный материал не может стать рабочим документом. В готовых вариантах не будут учитываться индивидуальные особенности класса, в котором учитель проводит уроки, методы, приёмы и техники, которые подходят конкретно этому учителю и его ученикам, средства, которые предпочитает использовать в работе учитель и которые ему позволяет реализовать материально-техническое оснащение спортивной базы школы.
Ни один план-конспект урока по физической культуре после проведения занятия не должен быть уничтожен! И здесь дело не в том, что руководство может запросить документы с начала четверти или начала изучения темы, чтобы проследить взаимосвязь задач предыдущих уроков с последующими. Каждый план-конспект урока, составленный учителем индивидуально для каждого класса, с учётом особенностей его контингента, содержащий конкретные задания для отдельных учеников, – это уникальная методическая разработка, плод интеллектуального труда, творческое произведение. Такие документы необходимо бережно хранить, делиться ими с коллегами, обсуждать их, анализировать, оценивать.
Предварительная тщательная подготовка к предстоящим учебным занятиям – залог успешного и качественного их проведения, а продумывание и составление планов-конспектов к каждому уроку – признак профессионализма учителя физической культуры.