История йоги складывалась на протяжении более четырёх тысяч лет. Столь древнее течение, удачно воплотившее в своей практике гармонию тела и души, не могло остаться незамеченным для миллионов практикующих и приверженцев здорового образа жизни.
Существует множество разных стилей и течений йоги, каждое из которых имеет ряд особенностей и нюансов. Упражнения йоги помогают укрепить тело, сделать его гибким и стройным.
Хатха-йога – одно из наиболее распространённых течений йоги в России. Асаны (специальные позы, которые принимают занимающиеся йогой) в хатха-йоге несложны в исполнении и подходят для начинающих. Тем не менее, их выполнение требуют дисциплины и волевых усилий. В данной статье представлен конспект одного из уроков физической культуры по теме «Хатха-йога» для девушек старшего школьного возраста.
Цель урока: совершенствовать изученные асаны хатха-йоги.
Задачи урока.
I. Образовательные:
1. Повторить правила техники безопасности при занятиях йогой.
2. Закрепить умения выполнять асаны.
II. Оздоровительные:
1. Формировать правильную осанку.
2. Развивать гибкость тела и подвижность суставов.
3. Укреплять мышцы.
4. Расслаблять тело для снятия напряжения.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать волю, терпение, управление чувствами, оптимизм.
2. Воспитывать чувство красоты движений.
Тип урока: тренировочный.
Метод проведения: фронтальный.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: коврики для йоги, пледы, секундомер.
Время проведения: 45 минут.
1. Подготовительная часть урока. Ходьба и её разновидности: обычная; на носках, руки вверх; на пятках, руки в стороны; на внешней стороне стопы, руки на поясе. Бег в медленном темпе.
Далее выполнить комплекс общеразвивающих упражнений.
1. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон головы вперёд; 2 – наклон головы влево; 3 – наклон головы назад; 4 – наклон головы вправо. Повторить 2 раза.
2. И. п. – то же. 1-2-3-4 – вращение головой влево; 1-2-3-4 – вращение головой вправо. Повторить 2 раза.
3. И. п. – то же. 1-2-3-4 – вращение плечами назад; 1-2-3-4 – вращение плечами вперёд. Повторить 2 раза.
4. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вниз; 1 – потянуть грудную клетку влево; 2 – вернуться в и. п.; 3 – потянуть грудную клетку вправо; 4 – вернуться в и. п. Повторить 2 раза.
5. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. 1-2 – рывки перед грудью с согнутыми в локтях руками; 3-4 – рывки прямыми руками в левую сторону. Вернуться в и. п. 1-2 – рывки перед грудью с согнутыми в локтях руками; 3-4 – рывки прямыми руками в правую сторону. Вернуться в и. п. Повторить 2 раза.
6. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки вытянуты вперёд, чуть согнуты в локтях. 1-2-3-4 – вращение руками в локтевых суставах кнаружи; 1-2-3-4 – вращение руками в локтевых суставах внутрь. Повторить 2 раза.
7. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-2-3-4 – вращение тазом влево; 1-2-3-4 – вращение тазом вправо. Повторить 2 раза.
8. И. п. – основная стойка, ноги в коленях чуть согнуты, ладони на коленных чашечках. 1-2-3-4 – вращения коленями влево; 1-2-3-4 – вращение коленями вправо. Повторить 2 раза.
9. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – выпад левой ногой в сторону; 2-3 – пружинящие движения тазом; 4 – вернуться в и. п.; 1 – выпад правой ногой в сторону; 2-3 – пружинящие движения тазом; 4 – вернуться в и. п. Повторить 2 раза.
10. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – выпад правой ногой вперёд; 2-3 – пружинящие движения тазом; 4 – вернуться в и. п. Повторить 2 раза.
11. И. п. – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на месте 20 сек. Ходьба на месте 20 сек.
12. И. п. – широкая стойка ноги врозь. 1-2 – поднять руки через стороны вверх – вдох; 3-4 – опустить руки через стороны вниз – выдох. Повторить 4 раза.
2. Основная часть урока. Учитель: «Прежде чем мы начнём практику, я бы хотела процитировать основателя одной из наиболее многочисленных и известных школ йоги – айенгар-йоги – Беллура Айенгара: «Йога учит нас исцелять то, что невозможно терпеть, и терпеть то, что невозможно исцелить». Беллур Айенгар преподавал и практиковал йогу более 70 лет и считался одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире».

















Одна старушка не переставала плакать. Виной тому было то, что одна из её дочерей вышла замуж за торговца зонтами, а другая – за торговца лапшой. В погожий солнечный день старушка плакала и причитала: «Ой, как плохо! Как же ярко светит солнце, и на небе нет ни облачка! Никто не купит у моей дочки в лавке зонтик от дождя! Что же делать?». Когда же погода была пасмурная и дождливая, то старушка всё равно горевала, но теперь из-за второй дочери: «Моя дочь торгует лапшой, если лапша не высохнет на солнце, то её нельзя будет продать. Как же быть?». Вот так она сокрушалась каждый день при любой погоде: то из-за одной дочери, то из-за другой. Соседи никак не могли её утешить и шутливо прозвали «слезливой старухой». Однажды старушка повстречала монаха, который спросил её, почему она плачет. Тогда старая женщина рассказала обо всех своих горестях. Монах громко рассмеялся и сказал: «Не нужно так убиваться! Я преподам тебе урок, ты не будешь больше плакать». Старушка обрадовалась и стала спрашивать, что это за урок. Монах ответил: «Всё очень просто. Тебе всего лишь нужно изменить свой образ мыслей. Когда погода хорошая и светит солнце, то не думай о зонтах первой дочери, а думай о лапше второй и говори: «Как же хорошо, что светит солнце! Теперь у одной из моих дочерей подсохнет лапша, и торговля будет успешной». А если пойдёт дождь, думай о зонтиках другой дочери: «Вот и дождь пошёл! Зонтики у дочки наверняка продадутся очень хорошо». Выслушав монаха, старушка вдруг прозрела и стала поступать так, как сказал монах. С той поры она не только больше не плакала, но всё время была весела и из «слезливой» старухи превратилась в «весёлую». Какой урок мы можем извлечь из этой притчи?
Далее: построение, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, рефлексия (подведение итогов урока), организованный уход из зала.