Учебная работа

Хатха-йога на уроке физической культуры для девушек старшего школьного возраста

В настоящее время актуальной проблемой является не только сохранение и укрепление здоровья учащихся, но и формирование мотивации к занятиям физической культурой. Одним из способов решения данных проблем можно назвать занятия фитнесом по системе йоги на уроках физкультуры.

История йоги складывалась на протяжении более четырёх тысяч лет. Столь древнее течение, удачно воплотившее в своей практике гармонию тела и души, не могло остаться незамеченным для миллионов практикующих и приверженцев здорового образа жизни.

Существует множество разных стилей и течений йоги, каждое из которых имеет ряд особенностей и нюансов. Упражнения йоги помогают укрепить тело, сделать его гибким и стройным.

Хатха-йога – одно из наиболее распространённых течений йоги в России. Асаны (специальные позы, которые принимают занимающиеся йогой) в хатха-йоге несложны в исполнении и подходят для начинающих. Тем не менее, их выполнение требуют дисциплины и волевых усилий. В данной статье представлен конспект одного из уроков физической культуры по теме «Хатха-йога» для девушек старшего школьного возраста.

Цель урока: совершенствовать изученные асаны хатха-йоги.

Задачи урока.

I. Образовательные:
1. Повторить правила техники безопасности при занятиях йогой.
2. Закрепить умения выполнять асаны.

II. Оздоровительные:
1. Формировать правильную осанку.
2. Развивать гибкость тела и подвижность суставов.
3. Укреплять мышцы.
4. Расслаблять тело для снятия напряжения.

III. Воспитательные:
1. Воспитывать волю, терпение, управление чувствами, оптимизм.
2. Воспитывать чувство красоты движений.

Тип урока: тренировочный.

Метод проведения: фронтальный.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: коврики для йоги, пледы, секундомер.

Время проведения: 45 минут.

1. Подготовительная часть урока. Ходьба и её разновидности: обычная; на носках, руки вверх; на пятках, руки в стороны; на внешней стороне стопы, руки на поясе. Бег в медленном темпе.

Далее выполнить комплекс общеразвивающих упражнений.

1. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон головы вперёд; 2 – наклон головы влево; 3 – наклон головы назад; 4 – наклон головы вправо. Повторить 2 раза.

2. И. п. – то же. 1-2-3-4 – вращение головой влево; 1-2-3-4 – вращение головой вправо. Повторить 2 раза.

3. И. п. – то же. 1-2-3-4 – вращение плечами назад; 1-2-3-4 – вращение плечами вперёд. Повторить 2 раза.

4. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вниз; 1 – потянуть грудную клетку влево; 2 – вернуться в и. п.; 3 – потянуть грудную клетку вправо; 4 – вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

5. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. 1-2 – рывки перед грудью с согнутыми в локтях руками; 3-4 – рывки прямыми руками в левую сторону. Вернуться в и. п. 1-2 – рывки перед грудью с согнутыми в локтях руками; 3-4 – рывки прямыми руками в правую сторону. Вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

6. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки вытянуты вперёд, чуть согнуты в локтях. 1-2-3-4 – вращение руками в локтевых суставах кнаружи; 1-2-3-4 – вращение руками в локтевых суставах внутрь. Повторить 2 раза.

7. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-2-3-4 – вращение тазом влево; 1-2-3-4 – вращение тазом вправо. Повторить 2 раза.

8. И. п. – основная стойка, ноги в коленях чуть согнуты, ладони на коленных чашечках. 1-2-3-4 – вращения коленями влево; 1-2-3-4 – вращение коленями вправо. Повторить 2 раза.

9. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – выпад левой ногой в сторону; 2-3 – пружинящие движения тазом; 4 – вернуться в и. п.; 1 – выпад правой ногой в сторону; 2-3 – пружинящие движения тазом; 4 – вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

10. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – выпад правой ногой вперёд; 2-3 – пружинящие движения тазом; 4 – вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

11. И. п. – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на месте 20 сек. Ходьба на месте 20 сек.

12. И. п. – широкая стойка ноги врозь. 1-2 – поднять руки через стороны вверх – вдох; 3-4 – опустить руки через стороны вниз – выдох. Повторить 4 раза.

2. Основная часть урока. Учитель: «Прежде чем мы начнём практику, я бы хотела процитировать основателя одной из наиболее многочисленных и известных школ йоги – айенгар-йоги – Беллура Айенгара: «Йога учит нас исцелять то, что невозможно терпеть, и терпеть то, что невозможно исцелить». Беллур Айенгар преподавал и практиковал йогу более 70 лет и считался одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире».


Асана № 8 - повторить асану «Поза собаки, смотрящей вниз».
3. Заключительная часть урока. Учитель: «Как ваше самочувствие? Займите удобное положение, сидя на коврике, и внимательно послушайте притчу о слезливой старухе».

Одна старушка не переставала плакать. Виной тому было то, что одна из её дочерей вышла замуж за торговца зонтами, а другая – за торговца лапшой. В погожий солнечный день старушка плакала и причитала: «Ой, как плохо! Как же ярко светит солнце, и на небе нет ни облачка! Никто не купит у моей дочки в лавке зонтик от дождя! Что же делать?». Когда же погода была пасмурная и дождливая, то старушка всё равно горевала, но теперь из-за второй дочери: «Моя дочь торгует лапшой, если лапша не высохнет на солнце, то её нельзя будет продать. Как же быть?». Вот так она сокрушалась каждый день при любой погоде: то из-за одной дочери, то из-за другой. Соседи никак не могли её утешить и шутливо прозвали «слезливой старухой». Однажды старушка повстречала монаха, который спросил её, почему она плачет. Тогда старая женщина рассказала обо всех своих горестях. Монах громко рассмеялся и сказал: «Не нужно так убиваться! Я преподам тебе урок, ты не будешь больше плакать». Старушка обрадовалась и стала спрашивать, что это за урок. Монах ответил: «Всё очень просто. Тебе всего лишь нужно изменить свой образ мыслей. Когда погода хорошая и светит солнце, то не думай о зонтах первой дочери, а думай о лапше второй и говори: «Как же хорошо, что светит солнце! Теперь у одной из моих дочерей подсохнет лапша, и торговля будет успешной». А если пойдёт дождь, думай о зонтиках другой дочери: «Вот и дождь пошёл! Зонтики у дочки наверняка продадутся очень хорошо». Выслушав монаха, старушка вдруг прозрела и стала поступать так, как сказал монах. С той поры она не только больше не плакала, но всё время была весела и из «слезливой» старухи превратилась в «весёлую». Какой урок мы можем извлечь из этой притчи?

Далее: построение, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, рефлексия (подведение итогов урока), организованный уход из зала.
Made on
Tilda