Учебная работа

Опорный прыжок через гимнастического козла должен быть в школьной программе по физической культуре

Опорные прыжки относятся к разделу гимнастики и включены в школьную программу по физической культуре. Ранее опорные прыжки через козла были обязательны для изучения. В настоящее время, в связи с высокой вероятностью получения травм различной степени тяжести, упражнения на этом снаряде выполняются на усмотрение учителя физической культуры.

Действительно, опорный прыжок через козла – наиболее травмоопасное упражнение не только раздела гимнастики, но и всего школьного программного материала по физической культуре. Связано это с тем, что данное упражнение является сложнокоординированным, выполняется на большой скорости с наскоком на снаряд.

Травмы при выполнении опорного прыжка через козла происходят при отталкивании или приземлении. Также были случаи тяжёлых последствий выполнения этого упражнения при падении со снаряда или удара об него.

В итоге одни учителя с облегчением убирают снаряд с глаз долой, а другие, осознавая всю степень ответственности, продолжают организовывать с ним уроки.

На первый взгляд, отмена опорного прыжка через козла может показаться вполне разумным решением. Тем не менее, настоящую статью автор посвящает противоположному мнению – необходимости обучению опорным прыжкам через козла учащихся общеобразовательных школ, но с некоторыми оговорками.

Очевидно, что опорные прыжки через козла оправдано исключить из школьной программы по физической культуре в следующих случаях:
1) в школе отсутствует спортивный зал;
2) отсутствует спортивный снаряд для опорных прыжков, либо он неисправен;
3) учащиеся физически не готовы к выполнению упражнения;
4) низкая квалификация педагога.

Рассмотрим каждую ситуацию подробнее.

1. В некоторых школах по сей день учителя проводят уроки физической культуры в актовом зале или коридоре, потому что попросту больше негде. В таких условиях, даже при наличии всего необходимого инвентаря и оборудования, выполнять опорные прыжки крайне проблематично.

2. Во многих школах учителям физической культуры в своей деятельности по-прежнему приходится пользоваться спортивным оборудованием и снарядами, оставшимися ещё с советских времен, с истёкшим нормативным сроком службы. Однако этого делать нельзя. И тем более категорически запрещается выполнять упражнения на неисправных гимнастических снарядах! Некоторые учителя за неимением снаряда применяют на уроке подвижную игру «Чехарда». По сути, это те же самые опорные прыжки: играющие по очереди прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении или на четвереньках. Данную игру следует использовать с большой осторожностью. Выполняя большое количество повторений подобных прыжков, особенно в высоком темпе, ученик может потерять равновесие и упасть на спину партнёра, что может привести к травме его позвоночника.

3. Обучать опорным прыжкам через специальные спортивные снаряды следует только хорошо физически подготовленных учеников. Мышцы, связки и сухожилия, участвующие в выполнении прыжка, должны быть готовы к нагрузке. Если в школе продолжительное время по каким-либо причинам не проводились полноценные занятия по физической культуре (например, ремонт в спортзале, отсутствовал учитель-специалист по физической культуре, занятия носили формальный характер), то выполнение опорных прыжков нужно перенести на тот срок, который потребуется для должной физической подготовленности занимающихся. То есть к моменту разучивания опорного прыжка через козла у учащихся должен быть хороший уровень развития всех физических качеств, функциональных возможностей и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Не менее важна и тщательная предварительная подготовка к выполнению опорных прыжков через снаряд. Необходимо проведение качественной разминки, которая будет включать: ходьбу на разных частях стопы, бег с ускорениями, приседания, фронтальные и боковые выпады, прыжки через скакалку, прыжки на месте с подтягиванием коленей к груди, переходы из упоров присев в упоры лёжа прыжком и т. д. Обязательно включать в обучение подводящие упражнения: соскок со скамьи прогнувшись с приземлением на согнутые ноги, прыжок через скамью с приземлением в полуприсед, прыжки «ноги врозь» через низкого козла с постепенным отодвиганием мостика и увеличением высоты снаряда и т. д.

При обучении опорным прыжкам через гимнастического козла применяется метод расчленено-конструктивного упражнения. Техника прыжка через козла имеет несколько этапов, которые разучивают изолированно, а затем объединяют в целостное двигательное действие. Изучение основ техники начинается с освоения устойчивого приземления. Затем осваиваются техника бега, прыжок с одной ноги на две и толчок ногами, техника безопорной фазы прыжка, толчок руками и, наконец, техника безопорной фазы после толчка руками. Только после овладения отдельными фазами прыжка следует переходить к изучению опорных прыжков в целом.

4. Высокая квалификация, с точки зрения профилактики травм, требуется учителю для принятия мер по обеспечению безопасности учащихся в процессе выполнения упражнений. То есть для осуществления грамотной страховки. Для этого необходимо знать технику исполняемого упражнения, уметь быстро и правильно выбирать место для страховки, применять правильные способы, приёмы страховки и помощи. И краткосрочные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, тем более дистанционного формата обучения, на наш взгляд, не эффективны в деле подготовки специалиста по физической культуре высокого класса. То есть обучать опорным прыжкам через козла детей и подростков должен учитель с профильным образованием по предмету.

Почему опорные прыжки через козла не стоит исключать из раздела гимнастики? Опорный прыжок через козла – это базовый гимнастический элемент. Опорные прыжки и физическая подготовка к ним задействуют все группы мышц тела, укрепляют сухожилия и связки, развивают гибкость и равновесие. Опорный прыжок – это упражнение, которое даёт возможность учителю комплексно тренировать все физические качества занимающихся (особенно координацию движений), воздействовать практически на все их группы мышц и воспитывать важные волевые качества.

С помощью опорных прыжков через снаряд и подготовки к ним развиваются мышцы ног, туловища, рук и плечевого пояса. Помимо этого, опорные прыжки затрагивают мышцы-стабилизаторы и развивают гибкость суставов.

Запрыгивая с разбега на полной скорости на снаряд и перепрыгивая его, дети и подростки учатся преодолевать чувство страха и растерянности. Так воспитывается смелость.

После отталкивания от мостика учащиеся должны проявить решительность и без колебаний завершить упражнение, так как притормаживание приведёт к искажению техники и поставит под сомнение успешное совершение прыжка.

В случае неудачной попытки дети и подростки продолжают добиваться поставленной цели – так они воспитывают в себе настойчивость.

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

При наличии безопасного места проведения уроков физической культуры, исправного снаряда, высокого профессионализма педагога и должного уровня психологической и физической подготовленности учащихся риск получения какой- либо травмы при выполнении опорного прыжка через гимнастического козла сводится к минимуму.
Made on
Tilda