Учебная работа

Спортивно-познавательная игра «Выживание в Африке» (сценарий внеурочного мероприятия)

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию сценарий спортивно-познавательной игры «Выживание в Африке» для учащихся седьмых классов. Игру можно провести как внеурочное мероприятие по физической культуре, так и в качестве бинарного урока совместно с учителем географии после прохождение темы про Африканский континент.
«Выживание в Африке» – это игра, включающий спортивные конкурсы и логические загадки, по необходимости её можно адаптировать.
Основная цель проведения мероприятия показать важность хорошей физической подготовленности и сообразительности при попадании в экстремальную ситуацию.
Решаемые задачи: 1) совершенствование физических способностей; 2) развитие внимательности; 3) тренировка логического мышления; 4) повышение эрудиции; 5) развитие умения работать в команде.
Особенности помещения для игры. Игра «Выживание в Африке» проходит в тематически оформленном спортивном зале. Тематическое оформление – это важный элемент игры, который помогает создать нужную атмосферу. Стены можно украсить тканями с принтом животных (зебры, гепарда, жирафа), картинами африканских пейзажей, традиционными масками. Почувствовать дух Африки поможет сопровождение всей игры соответствующей этнической музыкой, а также звуками джунглей, пустыни и саванны. В местах, где дети будут проходить испытания, на стену крепятся красочные большие плакаты (формата А1) с изображением местности, о которой говорится в тексте.
Участники и определение победителя. Участвуют три команды по 6 человек в каждой. Состав команды – 3 мальчика и 3 девочки. Команда на каждом испытании выполняет задание. Цель – набрать максимальное количество очков. Победитель определяется по сумме заработанных очков.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительная часть
Ведущий. Ребята! Приветствую вас на игре «Выживание в Африке»! Сегодня вы станете героями невероятного приключения. Этот день – ваша возможность проявить смекалку, физические способности и умение работать в команде. Попытки выжить в дикой природе Африканского континента – это физический труд. Поэтому чем больше у вас опыт тренировок в спортивном зале и на стадионе до возникновения экстремальной ситуации, тем выше шанс остаться в живых. Чтобы выжить, вам также будут нужны хорошие навыки логического мышления. Умение логически мыслить означает, что вы сможете оценить ситуацию и понять, что вам нужно делать и как лучше это сделать.
После разминки ведущий зачитывает легенду.
Самолёт, на борту которого вы находитесь, летит над Африкой. Внезапно, над пустыней Сахара, происходит авария – из-за технических неполадок самолёт терпит крушение. Все пассажиры и члены экипажа выживают, но вы оказываетесь в опасной ситуации, так как находитесь в центре африканской пустыни. Вы не знаете, как долго придётся ждать помощи, и начинаете исследовать местность. Вас настолько очаровал этот континент, что вы решили узнать о нём больше, несмотря на разные опасные испытания, которые необходимо преодолеть.
Основная часть

1. ИСПЫТАНИЕ «САХАРА»

Что понадобится? Распечатанные ребусы на листах по количеству команд-участниц (зашифрованные слова: арафатка, вода, финики, тень, костёр).
Ведущий. В Африке находится крупнейшая жаркая пустыня на Земле. Называется она Сахара. Уцелеть в этом враждебном человеку месте не просто. Более восьми с половиной миллионов квадратных километров обжигающего песка и экстремально высоких температур, сильные ветры, пробуждающие песчаные бури, а в некоторых районах этого практически необитаемого пространства есть места, где дождей не бывает годами. Тем не менее, в Сахаре всё-таки можно выжить. Разгадайте ребусы и узнаете, что может спасти вашу жизнь в этом крайне неприветливом месте.
На решение ребусов даётся 3 минуты. За каждое правильно расшифрованное слово команда получает 5 очков.
Ведущий. Главное в пустыне – не дать голове перегреться. В этом вам поможет арафатка. Арафатка – это платок, который полностью закрывает лицо и шею. Арафатка защитит вас не только от жары, но и не даст проникнуть песчинкам в дыхательные пути и глаза.
В пустыне не выжить без воды. Воду добыть можно, но это не так просто. Например, с помощью полиэтиленовой плёнки можно соорудить солнечный конденсатор.
Финики – основная пища местных жителей и спасение для тех, кто затерялся в песках Сахары. Финиковая пальма – синоним жизни в пустыне. Растёт она там, где грунтовые воды находятся близко к поверхности песков.
Спастись в пекле Сахары поможет тень. Ищите деревья или кустарники, чтобы переждать в тени время, когда солнце в зените.
Ночи в Сахаре холодные, температура может опускаться до 0 градусов, иногда и ниже. Если вы легко одеты, а температура воздуха от -1 до -5 по Цельсию, то продержаться вряд ли получится даже ночь. Именно поэтому необходимо развести костёр. Дрова для костра находятся под финиковыми пальмами.

2. ИСПЫТАНИЕ «СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Что понадобится? Настенный турник.
Ведущий. Чтобы оценить физическую подготовленность каждой команды, мы выполним два упражнения: мальчики – подтягивания на турнике, девочки – отжимания от пола. Подтягивания и отжимания являются отличными тестами для проверки вашей силовой выносливости.
Команда, участники которой в сумме выполнят подтягиваний и отжиманий наибольшее количество раз, получает 10 очков; следующие команды, соответственно, 5 и 0 очков.

3. ИСПЫТАНИЕ «САВАННА»

Что потребуется? Распечатанные листы с изображениями следов животных, обитающих в африканских саваннах: слона, бегемота, жирафа, зебры, льва, африканского страуса, буйвола, крокодила, гепарда, антилопы.
Ведущий. Африка имеет самую большую концентрацию заповедных зон. На охраняемых территориях нашли себе защиту множество животных. И нигде на Земле нет такого обилия крупных хищников и травоядных, как в африканской саванне.
Задание заключается в том, чтобы определить, каким животным принадлежат следы на изображениях. Время выполнения задания – 3 минуты.
После того, как задание выполнено, ведущий спрашивает о фактах, которые известны детям об этих животных (например, слон – самое крупное наземное животное, жираф – самое высокое животное, гепард – самое быстрое животное и т. д.).

4. ИСПЫТАНИЕ «ТАРЗАН»

Что потребуется? Подвесной канат.
Ведущий. Вы все слышали про Тарзана, вымышленного персонажа, созданного американским писателем Эдгаром Берроузом. Это история о человеческом младенце, который в связи с трагическими событиями оказался в джунглях Африки и стал воспитанником обезьян. Тарзан мог отлично лазить по деревьям и быстро передвигаться с помощью лиан. Сейчас вам предстоит показать насколько вы готовы к выживанию в джунглях. Представьте, что канат – это свисающая лиана, по которой вам экстренно нужно воспользоваться для подъёма на скалу или дерево. Конечно, предварительно необходимо проверить лиану на прочность.
Участвует по одному мальчику от команды. Задание: как можно быстрее взобраться вверх по канату. Участник, показавший наименьшее время получает максимальное количество очков – 10; участник, показавший второй результат, получает 5 очков; участник с третьим результатом очков не зарабатывает.

5. ИСПЫТАНИЕ «У ЛЮДОЕДОВ»

Ведущий. Африка – загадочный континент, который хранит в себе огромное количество тайн. Самая мрачная из этих тайн – людоедство, или каннибализм. Поедание себе подобных было связано и с голодом, и с суевериями. Аборигены считали, что зелья, приготовленные из человеческой плоти, обладают магическими силами.
Мы с вами находимся в сердце экваториальной Африки – бассейне реки Конго. Почти все племена здесь – каннибалы, либо были ими в совсем недавнем прошлом. Перед нами разыгрывается печальная сцена. По воле рока забредшие в эти недобрые земли путники оказались в плену одного из этих диких племён. Всё могло бы закончиться очень печально, однако вождь племени оказался вполне образованным человеком, когда-то закончившим один из лучших европейских университетов. Он предложил вам отдать его племени 10 рыб и тогда он отпустит своих пленников. Но в реке Конго вам удалось поймать только две пресноводные сельди. Попробуйте удовлетворить просьбу вождя и из двух рыб сделать 10, не разрезая их.
Ответ: нужно одну рыбу положить на другую, изобразив знак Х, означающий римскую цифру 10. Время выполнения задания – 3 минуты. За правильный ответ команда получает 15 очков.

6. ИСПЫТАНИЕ «ДАРТС»

Что понадобится? Набор для игры в дартс.
Ведущий. Племена и народности, живущие в Африке, славятся своей воинственностью. И сейчас на континенте не спокойно: повсюду постоянно вспыхивают восстания и противоборства разных народов. Эти события уходят корнями в далёкое прошлое. Многие африканские племена использовали дротики в качестве основного оружия, что помогало им выжить ещё в древние времёна.
Как вы уже догадались, мы будем играть в дартс. В процессе игры проверим вашу меткость. Правила игры простые. Трое игроков из одной команды по очереди бросают по одному дротику. Счёт ведётся по дротикам, оставшимся в мишени после трёх бросков. Попадание в «яблочко» оценивается в 50 очков. Попадание в зелёное кольцо вокруг него приносит 25 очков. Внутреннее узкое кольцо утраивает число сектора, внешнее узкое кольцо – удваивает.
Команда, чьи игроки были точнее всех, зарабатывает 15 очков; команда, занявшая второе место – 10 очков. Проигравшая команда очков не получает.

7. ИСПЫТАНИЕ «ЛИМПОПО»

Что понадобится? 3 конуса для эстафет.
Ведущий. В Африке очень много рек и самая крупная из них Нил. Но мы с вами приблизились к берегу реки Лимпопо – «крокодиловой реке», которая находится в юго-восточной части континента. Своё второе название река получила из-за обилия хищников в её водах. Крокодилов так много, что они занимают буквально каждый метр. Убежать от крокодила можно, если у вас есть фора и достаточная скорость бега. Главное – бежать нужно по прямой линии и очень быстро. В предстоящем испытании мы проверим, насколько вы быстры.
Команды строятся в колонны один за другим. После сигнала первые игроки команд должны быстро добежать до конуса, обежать его и вернуться обратно, передав эстафету хлопком по ладони следующему участнику. Команда, которая первая справится с заданием, получает 10 очков; команда, выполнившая задание второй – 5 очков. Проигравшая команда очков не получает.

8. ИСПЫТАНИЕ «КИЛИМАНДЖАРО»

Что понадобится? Скакалки.

Ведущий. Гора Килиманджаро – это потухший вулкан в Танзании, высочайшая точка континента (5895 метров над уровнем моря). Килиманджаро считается самой простой горой для восхождения среди всех знаменитых семи вершин. Однако в любом случае вам потребуется хорошая выносливость, чтобы суметь покорить эту вершину. С помощью прыжков на скакалке мы проверим, готовы ли вы к восхождению.
Выполняются прыжки на скорость за 1 минуту.В задании принимают участие девочки. Результаты прыжков девочек из одной команды суммируются. Команда, выполнившая наибольшее количество прыжков, получает максимум очков – 15, второй результат - 10 очков, третий результат - 5 очков.

9. ИСПЫТАНИЕ «ВОДОПАД ВИКТОРИЯ»

Что понадобится? Балансировочная доска, волейбольный мяч.
Ведущий. На реке Замбези в Южной Африке находится знаменитый водопад Виктория. Это один из самых крупных водопадов во всём мире. Большое базальтовое плато, по которому течёт река, вдруг прерывается. И с этого обрыва, с большой высоты, с рёвом и грохотом низвергаются потоки воды.
Многие экстремалы, среди которых не только профессиональные спортсмены, оказываясь здесь, не могут упустить возможность совершить сплав по бурной воде со сложными порогами. Такой спуск называется рафтинг. В рафтинге основополагающую роль играют координационные способности. С помощью балансборда мы проверим, насколько вы готовы к этому виду спорта.
Участник становится на балансборд в центр зала. По одному участнику из команд-соперников становятся на фланги и пытаются с помощью волейбольного мяча сбить балансирующего. Побеждает команда, чей игрок дольше других устоит на балансборде. Очки распределяются следующим образом: лучший временной результат – 15 очков, второй результат – 10 очков, третий – 5 очков.
Заключительная часть
Подведение итогов спортивно-познавательной игры «Выживание в Африке», награждение победителей и призёров.
Ведущий. Вот мы и закончили наше воображаемое путешествие по Африке, окунулись в необычный мир, узнали что-то новое. Вы доказали, что командная работа, поддержка и вера друг в друга способны творить чудеса. Победа, конечно, важна, но намного важнее тот опыт, который вы вынесли из этой игры. Ещё раз поздравляю всех участников и до новых встреч на спортивных площадках!

Спасибо за внимание!

Made on
Tilda