Интервью с учителем

Я полюбила свою профессию

Интервью подготовила Виктория Панова

Мы начинаем серию интервью с учителями физической культуры о том, как они пришли в профессию, с какими проблемами приходится регулярно сталкиваться педагогам, выведываем профессиональные секреты специалистов и рассказываем о многих других интересных историях и уникальных моментах из жизни учителей. Первое интервью мы взяли у учительницы физической культуры Вероники Ковалёвой. Вероника уверена, что профессия учителя физической культуры может стать работой мечты, даже если вы никогда не планировали преподавать в школе и попали в эту профессию случайно. Вероника окончила Ростовский государственный педагогический университет и преподаёт в школе физическую культуру уже более десяти лет.

Вероника, расскажите о своём пути к профессии педагога? Вы мечтали стать школьным учителем по физической культуре?

Откровенно говоря, вплоть до поступления в педагогический институт, я даже не предполагала, что меня ждёт будущее учителя. Нет, не было мыслей: «Я не хочу и никогда не буду работать в школе». Просто я об этом даже не думала. С самого раннего детства я мечтала стать археологом или астрономом. Я взрослела, мои предпочтения в выборе профессии менялись, но они точно никак не были связаны с педагогической деятельностью. В старших классах, когда уже пришло время определиться с предстоящим родом занятий, я планировала поступить в институт филологии и журналистики.

Что же помешало осуществиться Вашим планам?

Отсутствие финансовой возможности. В моём городе было много средних специальных учебных заведений, но не вузов: их было всего два, да и те – филиалы. Один из них –политехнический (с обучением на коммерческой основе), а второй – филиал педагогического университета – предоставлял очное обучение только по специальности «педагог по физической культуре». Чтобы учиться в областном центре, нужны немалые средства (на питание и съём жилья), которыми мои родители не располагали.

Вам было важно получить высшее образование?

Да. Такую установку мне давали родители: ты можешь работать кем угодно, но высшее образование у тебя должно быть.

Итак, Вы поступили в педагогический вуз на факультет физической культуры. Мечта стать студенткой института филологии и журналистики сразу после окончания школы не осуществилась. Какие чувства Вы при этом испытывали?

Я была огорчена, но трагедию из этого не делала. Можно сказать, я довольно быстро смирилась с тем, что обстоятельства пустили меня по неожиданной траектории жизни. Надеялась, что вскоре у меня всё же появится возможность поступить в институт, который мне импонировал, на заочную форму обучения, и на четвертом курсе найти работу журналиста. Потому что в роли учителя я себя не представляла.

Каким было Ваше обучение по нежеланной специальности? Оно утомляло, вгоняло в депрессию, возникало ли желание всё бросить? Или, напротив, обучение пришлось Вам по душе?

У меня была цель – окончить учебное заведение, поэтому даже стиснув зубы я продолжала бы учиться, несмотря на «нравится – не нравится». Некоторые дисциплины казались мне скучными и неинтересными. Но их было не так много, и учиться мне нравилось. 

Какая из учебных дисциплин Вас заинтересовала больше всего и почему?  

Теория и методика физического воспитания и спорта. Это основная научная и учебная дисциплина, которая раскрывает сущность физического воспитания, излагает принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, взрослых, а также даёт характеристику упражнениям для развития физических способностей и возможностей человека. Учебник по этой дисциплине и по сей день – одна из моих настольных книг.

После окончания вуза Вы собирались устраиваться на работу по специальности, или это было не важно – приоритетной задачей стал поиск любой работы, дающей достаточно свободного времени для дальнейшей учёбы в желаемом вузе?

После окончания вуза я точно решила искать работу по специальности. Полученные знания важно применять на практике. И мне действительно было интересно попробовать себя в роли школьного учителя по физической культуре.

Какими были Ваши первые впечатления о школе, учениках, коллективе, руководстве?

Самыми приятными. Я работала в малокомплектной сельской школе-девятилетке, где атмосфера значительно отличается от городских учебных учреждений. Сельская школа – это домашний уют, дружный педагогический коллектив, небольшое количество учеников в классах. Здесь нет места травле учеников одноклассниками, конфликты между учителями если и случаются, то быстро разрешаются. Дети в сельской школе простые, искренние, нет серьёзных проблем с дисциплиной. Уверена, с первым местом работы мне повезло.

Вы можете вспомнить самые первые уроки, которые Вы провели, и какие чувства Вы при этом испытывали?

Да, я отлично помню не только первые рабочие дни в школе, но и первый урок, который я провела в своей жизни в качестве учителя физической культуры. У меня даже сохранился его конспект (впрочем, как и всех последующих уроков по сей день). Не скажу, что сильно волновалась. Студенческая практика делает своё дело: у тебя уже имеется, пусть малюсенький, но всё же опыт преподавания предмета. Своё первое занятие я провела в седьмом классе. Дети были тоже взбудоражены, может, даже больше, чем волновалась я. Однако мы сразу нашли общий язык и обрели взаимную симпатию. Со всеми классами, с каждым ребёнком у меня быстро сложились хорошие и уважительные отношения.

В чём заключается Ваш секрет успешного выстраивания взаимоотношений с детьми школьного возраста? Поделитесь?

Каждый учитель имеет в арсенале, либо ищет свои способы выстраивания благоприятных взаимоотношений с детьми. Для меня, например, главным в общении являются юмор и здоровая самоирония.

А с какими трудностями Вам приходилось сталкиваться вначале профессиональной деятельности?

Особых трудностей именно в рабочем процессе я не припомню. Мне вспоминаются только долгая дорога в школу и неудобное расписание транспорта. Часто приходилось приезжать на работу за час до начала занятий, а уезжать только спустя два часа после их окончания. Если же автобус вдруг не приехал в назначенное время, то, скорее всего, случилась поломка, и скоро ждать его бессмысленно. В таком случае приходилось ехать на такси, что было довольно накладно при моей зарплате.

Ваша заработная плата была небольшой, тем не менее, Вы не собирались менять работу на более высокооплачиваемую. Почему?

Заработная плата со всеми надбавками едва дотягивала до прожиточного минимума и, конечно, была недостаточной для самостоятельной и независимой жизни. Думаю, любой школьный учитель скажет, что если вы хотите финансового благополучия, особенно с первых лет работы, то школа не для вас. Но я работала не ради денег, и даже получение опыта отодвинулось на второй план. Работа учителем по физической культуре меня по-настоящему увлекла.

Значит, Вам нравилась работа?

Да. Чем дольше я работала учителем, тем сильнее мне она нравилась.

Расскажите, как Вы проводили будние и выходные дни в свои первые месяцы работы? 

Мой рабочий день заканчивался в обед. У меня было достаточно свободного времени, чтобы подготовиться ко всем учебным занятиям на следующий день, включая внеурочные занятия. Из двух выходных один я целиком тратила на подготовку уроков к следующей неделе, анализу прошедших занятий и прочую педагогическую работу. Половину второго выходного дня я посвящала своему образованию.

Когда же Вы отдыхали?

Подготовка к предстоящим урокам, самообразование и были своего рода отдыхом. Не получалось в свободное время не думать о том, как я построю будущие уроки, в голове проигрывались различные ситуации, которые могли на них возникнуть. Мой ум работал непрерывно, мне было любопытно искать новые подходы к преподаванию предмета, менять тактику, пытаться понять, как сработает тот или иной метод обучения, новая идея. Вся эта деятельность – творческий процесс, а занятие творчеством для меня – лучший отдых.

Намерение поступить на факультет журналистики Вы оставили?

Нет, мысли о поступлении в желаемый вуз меня не оставляли. Я по-прежнему надеялась, что в скором будущем смогу поступить учиться на журналиста.

Тогда с чем было связано такое рвение к текущей работе, если Вы не собирались на ней долго задерживаться?

Скажу без ложной скромности, что одна из черт моего характера – ответственность. Даже не собираясь строить карьеру учителя, я подошла к работе крайне серьёзно. Если уж взялся за дело, то делай его на совесть. Кроме того, до моего прихода эту должность занимал опытный педагог-мужчина, и это обязывало меня держать планку, ведь прежде занятия с детьми проводились на высоком уровне и профессионально. Полученных в институте знаний не хватало, возникла как объективная, так и субъективная необходимость их активно наращивать.

Как Вы повышали профессиональный уровень, углубляли знания по своей специальности?

Я читала много дополнительной литературы по педагогике и специализированную литературу. Начала посещать различные семинары, тренинги, конференции, связанные с физической культурой и спортом. Мне нравилось изучать опыт коллег, в методический день я часто присутствовала на уроках учителей районных школ. Со временем уже не только чтобы проводить свои уроки на хорошем уровне, но и потому что мне было действительно интересно узнавать что-то новое в области теории и методики физической культуры, расширять знания по анатомии, физиологии, спортивной медицине. Вот так я полностью погрузилась в мир образовательного процесса по специальности.

Выходит, что постепенно, грызя гранит науки, Вас увлекла профессия педагога настолько, что Вы уже не задумывались поступать в желаемый институт?

Я полюбила свою работу и была полностью ею поглощена. Закончился мой первый учебный год в роли учителя, и я уже не желала себя видеть ни в какой другой профессии. Почувствовала, что иного пути мне не надо. Не жалею ни минуты, что я – учитель.

То есть если бы сейчас Вам предложили работу журналиста и одновременно обучение по этой специальности – вы бы отказались?

Да, отказалась бы. Во-первых, потому что немалые ресурсы затрачены на становление себя в профессии педагога. Во-вторых, как я уже говорила, мне работа очень нравилась. Вернее – я её полюбила. Поэтому имей я возможность поступить в какой-либо вуз, я поступила бы на ту же специальность, но в аспирантуру.

Как Вы думаете, есть ли заслуга именно сельской школы в том, что Вам удалось полюбить свою профессию?

Вне всякого сомнения. Во многом благодаря тому, что первые шаги в профессии я проделала в малокомплектной сельской школе, мне удалось полностью раскрыть всю привлекательность учительского труда. Думаю, что если бы изначально я попала в городскую школу, всё могло сложиться иначе.

Что Вы посоветуете тем, кто поступил в педагогический вуз не по велению сердца, а из необходимости? Стоит ли им по окончании вуза идти работать по полученной специальности?

Студентам советую добросовестно учиться. Даже если вы никогда не станете преподавать в школе, полученные знания лишними не будут. После окончания педагогического вуза нужно попробовать себя в роли учителя. Иногда не мы выбираем профессию, а она нас. Советую начать с сельской школы, либо небольшой городской. В любом случае не стоит (если это будет зависеть от вас, а не от руководства школы) в первое время взваливать на себя большую рабочую нагрузку.

А как же быть с работой мечты?

Мечта непостоянна. На протяжении всей жизни она будет изменяться, вы всегда будете хотеть чего-то иного. Вас не будет покидать ощущение, что всё не то. Сегодня вы хотите работать археологом, а через месяц, например, дизайнером. Можно грезить о том, что когда-нибудь в необозримом будущем вы найдете работу мечты. А можно оттачивать навыки на текущей работе и получать от неё удовольствие. По собственному опыту и опыту коллег могу сказать, что чем лучше учитель владеет своим предметом и разбирается в своём деле, тем увереннее он себя чувствует и с лёгкостью справляется с повседневными рабочими проблемами. Такая работа приносит счастье и поэтому становится той самой работой мечты.

В завершение нашего интервью, что, по Вашему мнению, может кардинально изменить отношение к работе в школе, а именно будет приносить удовольствие и радость?

Любая работа, если относиться к ней не только как к источнику дохода, но и как к благородной миссии, будет приносить удовольствие и радость. Одно дело – выполнять свою работу качественно, чтобы получить стимулирующие выплаты, совсем другое – ходить на работу, зная, что каждый новый день вы помогаете детям стать лучше. Это прекрасно и достойно уважения. К месту здесь будет высказывание известного русского писателя и публициста Федора Абрамова: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». Эти мудрые слова мы, педагоги, всегда должны помнить.

Пытливости нашей нет конца: конец на том свете. Удовлетворённость ума – признак его ограниченности или усталости. Ни один благородный ум не остановится по своей воле на достигнутом: он всегда станет притязать на большее, и выбиваться из сил, и рваться к недостижимому (Мишель де Монтень)

Made on
Tilda