В одних школах спортивная база пребывает в плачевном состоянии, в других же, напротив, к школам пристраивают бассейны, крытые универсальные стадионы, хоккейные коробки и даже теннисные корты. Проводить уроки физической культуры в таких условиях становится комфортно, эффективно, интересно.
Наша редакция побеседовала с несколькими учителями физической культуры, к школам которых пристроили тренажёрный зал. Им бы порадоваться заботой администрации города о физическом воспитании подрастающего поколения, если бы не свалившиеся вслед за сдачей в эксплуатацию этого объекта проблемы.
Но вначале мы уточним, что собой представляет данное спортивное сооружение. Тренажёрный зал – это помещение, оборудованное тренажёрами и инвентарём для занятий физическими упражнениями и не предназначенное для групповых занятий и игр. Обычно тренажёрный зал разделён на кардиозону и зону силовых тренировок. Наличие кардиозоны обусловлено требованиями грамотного построения тренировочных занятий. Силовым упражнениям предшествует разминка на кардиотренажёрах, на них же и завершается тренировочное занятие – заминка. Кардиозона, как правило, оборудована беговыми дорожками, эллиптическими тренажёрами, велотренажёрами, а также степперами и тренажёрами, имитирующими ходьбу по лестнице. Помимо выполнения разминки и заминки, кардиотренажёры эффективно тренируют сердечно-сосудистую систему. На беговых дорожках можно тренировать общую и скоростную выносливость.
В силовой зоне находятся грузоблочные тренажёры, тренажёры со свободным весом и тренажёры под собственным весом. Силовые тренажёры помогают проработать определенную группу мышц целенаправленно. А силовые тренажёры блочного типа, благодаря конструкции, позволяющей максимально зафиксировать тело во время выполнения упражнения, снижают риск получения травмы. Анатомические спинки на современных силовых тренажёрах снимают большую часть нагрузки с позвоночного столба, а регулируемые по высоте сидения позволяют занимающемуся любого роста удобно расположиться.
С помощью спортивных тренажёров можно проводить оздоровительные тренировки: развивать правильную осанку, снижать избыточный вес, улучшать функциональные возможности организма. Но если тренажёрный зал находится в ведении школы, где уроки физической культуры проходят с целым классом одновременно, то возникает вопрос: действительно ли в нём есть необходимость, практическая польза или его наличие – это ненужная роскошь с чередой проблем?
В тренажёрном зале надо заниматься по индивидуально составленной программе.
Индивидуальная тренировочная программа представляет собой перечень физических упражнений, которые выполняются последовательно, одно за другим. Каждое упражнение, помимо своего названия, содержит количество подходов, которое нужно выполнить и количество повторений в каждом подходе, а также вес, с которым упражнение требуется выполнять. Между подходами одного упражнения и между каждыми упражнениями указаны паузы отдыха.
Физические нагрузки должны соответствовать уровню физической подготовленности занимающихся и хорошо переноситься организмом, не вызывать переутомления или перетренированности.
Тренировочную программу необходимо изменять каждые 4-6 недель. Связано это с адаптацией скелетных мышц человека к физическим нагрузкам.
Фактически на плечи педагога ложится составление индивидуальных тренировочных программ для каждого ученика и их регулярное изменение. Возможно ли одному осилить такой объём работы?
Отсутствие необходимого количества одинаковых или однотипных тренажёров, работающих на одну группу мышц.
Порядок выполнения упражнений в тренировочной программе очень важен. Непоследовательные переходы от тренажёра к тренажёру не только не принесут необходимого эффекта, но и могут нанести вред.
Будет ли зал обеспечен количеством тренажёров, работающих на одну группу мышц, по числу учеников в классе? Или половиной от нужного количества: один ученик выполняет упражнение, а второй отдыхает или следит за техникой выполнения первого, или страхует. К тому же всякий раз после использования тренажёра одним атлетом другому его требуется перенастроить под свои анатомические особенности (с помощью фиксатора) и физическую подготовленность (поменять рабочий вес). Это отнимает значительную часть времени, а интервалы отдыха между упражнениями нормированы. И тем более к тренажёрам не должно быть очередей.
Заниматься в тренажёрном зале могут дети от 10 лет, но только под бдительным контролем учителя физической культуры. Причём учитель должен находиться рядом с учеником всегда, независимо от того, на каком тренажёре тот выполняет упражнение. Связано это с тем, что каждый тренажёр представляет прямую угрозу для здоровья при неумелом с ним обращении и потенциально опасен даже при его опытной эксплуатации подготовленным атлетом. Ученик занимается на электрической беговой дорожке – рядом находится учитель. Потому что электрическая беговая дорожка на сегодняшний день является самым опасным тренажёром. Ученик выполняет жим штанги лёжа – его обязательно страхует учитель. Помогает снять снаряд со стоек и выводит его в исходное положение. А потом помогает вернуть штангу на стойку после завершения упражнения, тем самым предотвращая риск падения штанги на грудную клетку или шею занимающегося. И даже при выполнении учеником тяги верхнего блока, рядом должен быть учитель. Чтобы помочь подобрать вес и следить за техникой выполнения упражнения. Юноши часто переоценивают свои возможности и выполняют упражнения с чрезмерным для их физической подготовленности весом. Это неизбежно приведёт к травме.
Реально ли эффективно проводить тренировочные занятия в тренажёрном зале, руководя всем классом?
Обслуживание спортивных тренажеров. Спортивное оборудование нуждается в регулярном профилактическом обслуживании и, по необходимости, в проведениях ремонтных работ. В противном случае последствия для жизни и здоровья могут быть трагическими. На силовых тренажёрах может оборваться трос или разорваться сварной шов, а беговые дорожки могут внезапно ускориться или остановиться и тем самым сбросить атлета. Запыленный моторный отсек беговой дорожки может вызвать пожар, изношенные провода могут поразить электрическим током, расшатанные сидения на силовых тренажёрах могут вызвать боли в спине. Таким образом, учитель физической культуры как несущий ответственность за спортивное оборудование должен поддерживать его в надлежащем состоянии для безопасной эксплуатации школьниками. Причём важно не только обнаружить и устранить технические неисправности вплоть до незначительных проблем, но и заниматься профилактическим обслуживанием. В том числе заменять изношенные и дефективные детали. Нужно отметить, что профилактическое обслуживание и устранение неполадок должен выполнять квалифицированный специалист с опытом и имеющий доступ к технической поддержке. Каким образом педагогом будет организован комплекс мероприятий по обеспечению безопасного функционирования тренажёрного зала?
А если тренажёрный зал уже построен и оборудован, то в каких случаях целесообразно прибегать к его помощи? Проводить индивидуальные занятия или занятия со специальной медицинской группой, состоящей не более чем из четырёх человек.
Тренажёрный зал незаменим для занятий физической культурой со специальной медицинской группой. Во многих видах тренажёров фиксированная траектория движений. Эта особенность имеет преимущество: заниматься на таком тренажёре получается правильно и без риска для здоровья.
Готовить школьников к предстоящим соревнованиям. С помощью занятий на силовых тренажёрах атлеты, готовящиеся, например, к соревнованиям по циклическим видам спорта, могут проработать основные мышцы, влияющие на баланс тела и движение вперёд.
Научить учащихся пользоваться тренажёрами эффективно и безопасно. В тренажёрном зале учитель объясняет и показывает, как работает тот или иной тренажёр, для каких мышц он предназначен, правильную технику выполнения на нём упражнений. Эти знания пригодятся ребятам в их взрослой жизни. Например, кто-либо из них решит посещать тренажёрный зал в последующем образовательном учреждении или в фитнес-клубе.
Если перед строительством и оборудованием спортивного объекта при школе учитывается пожелание её администрации, то, на наш взгляд, вместо тренажёрного зала рациональнее выбрать для постройки зал для групповых занятий фитнесом. С помощью богатого разнообразия видов фитнеса и спортивного инвентаря можно выполнять огромное количество всевозможных упражнений. Если в тренажёре можно выполнить только ту работу, на которую он был рассчитан, то с теми же гантелями можно проработать практически все мышцы тела. В любом случае занятия должны быть направлены на общее укрепление здоровья, профилактику заболеваний, повышение иммунитета, формирование позитивного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Ученикам с основной и подготовительной группой здоровья в занятиях на тренажёрах нет острой необходимости. В школьном возрасте требуются физические упражнения, которые способствуют формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, таких как бег, прыжки, плавание и т. д. Для этого достаточно стандартного оснащения спортивной базы школы: просторный зал, оборудованный для игр в мини-футбол, баскетбол, волейбол, пришкольные площадки, пересечённая лесистая местность для занятий лыжной подготовкой.