Учебная работа

Из опыта дистанционного обучения физической культуре в школе

В 2020 году весь мир столкнулся с пандемией короновирусной инфекции – COVID-19. Резкое ухудшение эпидемиологической обстановки в нашей стране вынудило перевести школы на дистанционное обучение. Переход был стремительным, учебный процесс пришлось перестроить буквально за неделю, нагрузка на педагогов возросла в разы. В непростой ситуации оказались учителя физкультуры: на дистанционном обучении школьники должны получить полноценное образование по предмету.

Как преподавать физическую культуру дистанционно? Проводить уроки в дистанционном формате можно через специальные платформы для проведения онлайн-занятий. Онлайн-уроки, в отличие от традиционных школьных уроков, имеют продолжительность не более 20 минут. Принимая во внимание тот факт, что школьники в период удалённого обучения находятся за компьютером более четырёх часов в день, проведением уроков физкультуры в онлайн формате желательно не злоупотреблять и свести их к минимуму, либо вовсе исключить. Текстовые документы, презентации с материалами для изучения и заданиями можно размещать в социальных сетях, на сайте, либо высылать ученикам по электронной почте.


Однако во время дистанционного обучения ученики должны общаться с учителем, то есть дистанционное обучение – это всегда вербальное общение. Тот случай, когда ученики получают задания от учителя через сеть интернет, а потом таким же способом сдают его на проверку, называется самостоятельным электронным обучением.

Работая удалённо, учитель не видит ученика и не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. Неясно, выполняет ли ученик задания, смотрит ли обучающие видеоматериалы, читает ли заданные параграфы в учебнике и т. п. По этой причине для учителя важно организовать процесс так, чтобы ученики были вынуждены ознакомиться с новым материалом и выполнить задания. То есть необходимо установить обратную связь, которая организует взаимодействие «учитель-ученик». Каждый учитель находит удобные для своей ситуации способы взаимодействия с учениками. Но самым популярным вариантом является общение через интернет-мессенджеры и социальные сети. Через них можно передавать текст, изображения, видео, голосовые сообщения, совершать звонки и организовывать групповые видеоконференции и чаты.

На начальном этапе необходимо убедиться, что все ученики имеют возможность взаимодействовать с учителем посредством онлайн-коммуникаций. Затем учитель создает группу, например, в социальной сети WhatsApp. Для каждого класса создаётся отдельная группа. Ученики выкладывают в группу или присылают лично учителю фото и видео своих самостоятельных занятий физическими упражнениями вместе с возникающими вопросами, а учитель ежедневно проверяет отчёты учеников и даёт индивидуальные рекомендации. Например, после выполнения задания ученик сообщает учителю: «Упражнения из комплекса № 5 выполнил все, за исключением подтягиваний (не смог выйти во двор на турник). Отжимания не получилось выполнить в нужном количестве, сделал 16 из 25».


Где учитель может брать видеоматериалы с комплексами физических упражнений для учеников? Упражнения для выполнения в домашних условиях учителю желательно записывать на видео самостоятельно. Но не всегда это возможно в силу разных причин (не позволяет возраст преподавателя или болезнь, отсутствие необходимых условий и оборудования, и т. п.). Тогда на помощь приходят образовательные сайты, которые содержат видеоматериалы с примерами занятий по физической культуре.
Каждое видео учитель обязательно комментирует: объясняет, с какой целью выполняется данный комплекс, акцентирует внимание на некоторых моментах техники выполнения упражнений, инструктирует о правилах безопасности. Важно, чтобы все упражнения, которые ученики будут выполнять дома самостоятельно, были им уже знакомы из уроков физкультуры.


Какие правила техники безопасности нужно соблюдать во время занятий физическими упражнениями в домашних условиях? Во время занятий физическими упражнениями в домашних условиях нужно соблюдать несколько правил техники безопасности во избежание травматизма и негативных последствий для здоровья.
Чтобы заниматься физическими упражнениями требуется свободное пространство: мебель и бытовые приборы должны быть недосягаемы при выполнении движений. Для регулярных домашних тренировок можно выделить небольшую часть комнаты, иначе подойдёт и коридор. Если пол скользкий, то его лучше застелить резиновым ковриком, который всегда можно убрать. Хорошо, если в спортивном уголке будет место для безопасного зеркала – оно поможет контролировать правильность выполнения упражнений.


Спортивная форма на занятиях физическими упражнениями – это обязательное условие их проведения. Подойдёт та одежда, в которой школьники занимаются на уроках физической культуры: не стесняющая движений, длина спортивных штанов – выше пятки, кроссовки или кеды – лёгкие, с нескользящей подошвой и предназначенные специально для занятий физическими упражнениями.


Важную роль в повышении эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями играют спортивные снаряды. Снаряды для физических упражнений должны быть подобраны индивидуально. Например, диаметры фитбола и обруча подбираются по росту. Гантели желательно приобретать сборные, чтобы была возможность использовать их для разных упражнений и варьировать диапазон веса. Не рекомендуется использовать предметы быта в качестве спортивного инвентаря.


Как контролировать результаты учеников во время дистанционного обучения? Самая распространённая и адекватная форма контроля знаний школьников – устный опрос. В основу устного контроля входит монологическое высказывание ученика или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель задаёт вопросы и ожидает ответа ученика. Так как данная форма опроса занимает значительный промежуток времени, то во избежание очереди, следует распределить учеников на группы по 4-5 человек. Каждой группе назначается определённое время в течение дня, в которое они будут отвечать. Для того чтобы сохранялся зрительный контакт, ученики должны включить видеосвязь.


Из письменной формы ответа целесообразнее выбрать тест или письменно ответить на один-два вопроса. Школьники могут выполнять письменную работу в Google документе. К этому простому и быстрому текстовому онлайн-редактору учитель сможет переходить по ссылке, то есть не будет необходимости скачивать десятки документов на рабочий стол компьютера. В Google документе отображается, когда пользователь сделал в работе последнее изменение. Поэтому внести правки после завершения времени, данного на выполнение работы, незаметно для учителя не получится. Кроме того, в Google документе удобно исправлять ошибки в режиме редактора и оставлять пометки-комментарии на полях.


Какие средства мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями можно использовать при дистанционном обучении физической культуре? Помогают разнообразить повседневные самостоятельные занятия физическими упражнения и создают дополнительную мотивацию спортивные челленджи.
Челлендж – это жанр интернет-роликов, в котором инициатор выполняет неординарное задание на видеокамеру и размещает его в Сети, а затем предлагает повторить это задание знакомым или неограниченному кругу лиц, тем самым как бы бросая им вызов. В спортивном челлендже инициатор задания выполняет на видеокамеру какое-либо упражнение, комплекс упражнений, мини-тренировку и т. п. «Бросить вызов» может любой желающий ученик, так же, как и принять его. Челленджи могут быть связаны с выполнением популярных физических упражнений на максимальное число повторов или на заранее установленное время, на скорость. Например, выполнить максимальное число прыжков через скакалку за 30 секунд или выполнить 20 бёрпи без остановки в быстром темпе. А может, это будет челлендж, в котором нужно максимальное количество раз подбить мяч теннисной ракеткой без остановки и избегая падения мяча. Это упражнение можно усложнить: выполнять в движении, чередовать высокий отскок с низким, приседать после подбивания мяча и т. п.


Интересным будет челлендж, в котором инициатор демонстрирует ударные комбинации рук и ног, связки ударов из боевых видов спорта. Для ребят с хорошей физической подготовленностью можно готовить челленджи с кроссфит тематикой. Например, задание состоит из одного раунда, в которое входит 5 отжиманий, 10 отжиманий, 15 приседаний. Задача – выполнить как можно больше раундов за 5 минут.


Не рекомендуется запускать челленджи, в которых нужно выполнять базовые упражнения на максимальное количество повторов без пауз отдыха. Например, выполнить 100 отжиманий или приседаний без остановки. Дело в том, что выполнение любого упражнения на пределе особенно требовательно к технике. При большом количестве повторений, вследствие утомления мышц, искажается техника упражнения. Неправильное выполнение физических упражнений чревато травмами и ухудшением состояния здоровья. Также из челленджей стоит исключить статические упражнения, требующие длительного нахождения тела в одной позе. Например, удержание тела в положении «планка» как можно дольше. В этом случае постоянно напряженные мышцы будут сдавливать кровеносные сосуды, ухудшая кровоснабжение и, как следствие, повышать артериальное давление.


Школьники, освобожденные от занятий физическими упражнениями, могут, например, запустить челлендж с демонстрацией судейских жестов одной из спортивных игр.


Могут ли школьники в период самоизоляции и дистанционного обучения готовиться к сдаче норм ГТО? В период дистанционного обучения школьники могут активно готовиться к сдаче нормативов ГТО по нескольким видам испытаний.


В домашних условиях можно выполнять наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу, прыжок в длину с толчком двумя ногами, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, поднимание туловища из положения лёжа на спине, рывок гири. Если позволяют условия, то можно тренироваться в метании теннисного мяча в цель с расстояния 6 метров, подтягивании из виса на высокой перекладине, подтягивании из виса лёжа на низкой перекладине. Каждая возрастная группа детей и подростков имеет свои виды испытаний в комплексе ГТО. При подготовке стоит учитывать следующие рекомендации: тренируя прыжки в длину с места, за одно занятие рекомендуется выполнять не более 10-12 прыжков; для совершенствования техники в метании снаряда за одно занятие выполняется 8- 10 бросков; при подготовке к выполнению нормативов на подтягивания, отжимания, поднимания туловища из положения лёжа на спине эти упражнения выполняются в течение трёх подходов по 20 раз, отдых – по самочувствию; подтягивания на перекладине или отжимания в упоре лёжа также рекомендуется делать в 2-3 подхода по 10-15 раз; упражнения на гибкость выполняются по самочувствию, до появления болевых ощущений.


Как тренировать силу и выносливость в домашних условиях, если семья находится на самоизоляции? В домашних условиях успешно можно тренировать все физические качества. Сила и выносливость не являются исключением.


Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий. Основными средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением или сопротивлением. В домашних условиях можно выполнять комплексы упражнений с гантелями, гирями, набивными мячами, с использованием сопротивления других предметов (эспандеров, резиновых жгутов), изометрические упражнения. Учитель физической культуры разрабатывает такие комплексы с учётом индивидуальных особенностей школьников (возраст, пол, группа здоровья, уровень физической подготовленности). Количество занятий в неделю должно быть два-три.


Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.  


Приоритетной задачей в физическом воспитании школьников является развитие общей выносливости. Общая выносливость, или, как её называют по-другому, аэробная – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Для развития общей выносливости в практике физического воспитания применяют разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера: продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки. В домашних условиях альтернативой бега по улице может стать бег на месте. Как и любая кардионагрузка, бег на месте тренирует сердечно-сосудистую систему. При беге на месте ноги передвигаются поочерёдно, без захлёстов, стопа приземляется на середину, ровно под центром тяжести – то есть бегун остаётся на том же месте, на котором начинал тренировку, без продвижения вперёд и подпрыгиваний. Спину необходимо держать прямо и ровно, взгляд направлен перед собой, руки согнуты в локтях и двигаются вдоль корпуса на уровне талии вперёд-назад, плечи находятся в расслабленном состоянии.


Прыжки на скакалке – отличное упражнение для развития выносливости в домашних условиях. Чтобы занятия не были скучными, можно выполнить комплекс упражнений: прыжки с вращением скакалки вперёд и назад, с разным количеством вращений за один прыжок, прыжки на одной ноге, на двух и смешанные, а также прыжки с перемещениями и поворотами. Повышать выносливость можно с помощью круговых тренировок.


Популярный вид кругового тренинга – кроссфит – известен не только в фитнес- среде, но и в школьном физическом воспитании. Учителя физкультуры активно используют эту систему функциональных интенсивных тренировок на своих уроках. Кроссфит является универсальным средством для развития всех физических качеств, но наиболее эффективно он развивает выносливость. Упражнения во многих комплексах кроссфит-тренировок не требуют дополнительного инвентаря, их можно выполнять в домашних условиях на ограниченном пространстве.


Какие творческие работы могут выполнять школьники в период дистанционного обучения? Примерами творческих работ по физической культуре могут быть, например: создание коллажей из фотографий советских и российских спортсменов на Олимпийских играх, либо можно изобразить фантазийный рисунок стадиона или спортивной площадки будущего, сочинить стихотворение о любимом виде спорта, придумать комплекс физических упражнений со скакалкой, мячом, гимнастической палкой и т. п. По желанию ученики могут снять видео небольшой продолжительности для социальных сетей на спортивную тему или на тему ведения здорового образа жизни. Это может быть видеоролик утренней зарядки с участием всей семьи. Такие и подобные творческие задания можно проводить в виде конкурсов с награждение участников.


Какие практические задания могут выполнять школьники? С целью отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением школьники ведут дневник самоконтроля.
В дневник самоконтроля записывается содержание видов физической активности, тренировки, спортивные результаты. Также школьники периодически записывают данные о самочувствии, сне, аппетите, определяют ЧСС в покое, во время и после физической нагрузки, измеряют объёмы тела и вес, проводят некоторые функциональные пробы, не требующие оборудования, например пробу Ромберга или пробу Руфье.


Ежедневное ведение дневника самоконтроля, внесения в него всех необходимых записей и будет являться практическим заданием не только при дистанционном обучении, но и очном.


Какие формы заданий не стоит включать в учебный процесс? Сомнительной эффективностью обладает такой вид самостоятельной работы, как реферат. Когда только эта форма задания появилась в школьном учебном процессе для проверки знаний и умений обучающихся, она вполне соответствовала своим задачам – развивать умения поиска и систематизации информации по заданной теме из разных источников. Но сегодня, когда практически каждому ученику доступен интернет, написание рефератов превратилось в фикцию, в простейший способ получить «тройку». Школьники скачивают рефераты из интернета, часто их даже не читая.  


Как современные мобильные приложения могут помочь школьникам в период дистанционного обучения? Существует огромное количество фитнес-приложений, которые можно быстро и без труда загрузить на свой смартфон.


Мобильные фитнес-приложения содержат сотни тренировок разной направленности. Среди них можно найти как силовые тренировки, так и кардиопрограммы, а также стретчинг, кроссфит, йогу и многие другие. Более тысячи упражнений сопровождаются чёткими инструкциями, изображениями, анимацией, видеороликами. Благодаря умным персонализированным технологиям, планы тренировок можно подобрать исходя из своего уровня физической подготовленности, целей и предпочтений. Планы прогрессируют, подстраиваются под промежуточные результаты, и, таким образом, могут являться виртуальным личным тренером. Ученики могут установить на смартфоне приложения, разработанные для беговых тренировок. В программах можно отслеживать и контролировать такие параметры, как темп, дистанция, затраченное время, частота пульса, израсходованные калории. После тренировки ученик может сделать скриншот экрана телефона с информацией о проделанной тренировке и отправить информацию учителю.

Стоит принять во внимание, что даже на данный момент не существует отлаженной методики обучения школьников физической культуре в дистанционном формате. Наша страна слишком резко столкнулась с такой необходимостью. В начале существования любой методики всегда есть сложности. Дистанционное обучение в настоящее время вводится как временная мера. Возможно, что в неизвестном будущем будут созданы программы, хотим мы этого или нет, которые адаптируют ребёнка заниматься физической культурой и спортом удалённо.
Made on
Tilda