Учебная работа

Неэффективные и вредные упражнения на уроках физической культуры

Зная, как устроены и функционируют мышцы, можно не только обеспечить правильную технику выполнения упражнений, но и понять – действительно ли они задействуют те мышцы, которые обозначены в их описании. Зная же, что происходит с опорно-двигательным аппаратом и системой органов во время выполнения определённых упражнений, можно понять, какое влияние они оказывают на организм – благоприятное или негативное.

Принято считать, что переход из положения лёжа в положение сидя с выпрямленными ногами – упражнение для мышц живота.
Однако это не соответствует действительности. В данном упражнении активное участие принимает подвздошно-поясничная мышца, в то время как мышцы живота являются стабилизаторами и практически не задействуются.

Подвздошно-поясничная мышца – это одна из самых сильных мышц, объединяющих позвоночник и бёдра. Она состоит из двух головок. Одна – подвздошная мышца – начинается с подвздошной ямки одноимённой кости, а вторая – большая поясничная мышца – берёт начало от боковой поверхности тел и межпозвонковых дисков XII грудного и I-V поясничных позвонков.

Прикрепляются подвздошная и поясничная мышцы общим сухожилием к малому вертелу бедренной кости. Двигательная функция подвздошно-поясничной мышцы заключается в сгибании бедра в тазобедренном суставе, а также, при фиксированной нижней конечности, она сгибает поясничную часть позвоночника и наклоняет таз вместе с туловищем вперёд.

Специально тренировать подвздошно-поясничную мышцу детям и подросткам не нужно. Данная мышца и так укрепляется при беге, приседаниях и выпадах, в прыжках, при занятиях гимнастическими упражнениями. Если целенаправленно тренировать подвздошно-поясничную мышцу, то (на фоне слабых мышц живота, ягодичных мышц и двуглавых мышц бедра) таз постепенно увеличивает угол наклона вперёд, образовывая гиперлордоз. Гиперлордоз – это излишний прогиб в поясничном отделе позвоночника. Кроме этого, полное поднимание туловища из положения лёжа на спине (полный отрыв спины от пола) даёт чрезмерную нагрузку на поясничную область спины. А замыкание рук за головой при выполнении этого упражнения создаёт избыточное давление на шейный отдел позвоночника, который по причине небольших размеров его позвонков и слабости мышц шеи является самым хрупким.

Упражнение переход из положения лёжа в положение сидя с выпрямленными ногами не стоит включать в учебно-тренировочный процесс школьников.

Одно из самых популярных упражнений фитнес-тренировок – «планка». Это упражнение представляет собой упор лёжа на вытянутых руках или на предплечьях. Тело в таком положение требуется удержать определённое, как правило, длительное время.

Основное условие правильной стойки в планке – прямое положение корпуса. Спина должна быть ровной, голова продолжает прямую линию спины, а таз не должен проваливаться вниз.

Выполнять упражнение «планка», сохраняя требуемую технику, в течение даже нескольких секунд человеку со слабым мышечным корсетом сложно. Спина начинает округляться в области лопаток, либо таз тянется к полу, прогибая поясницу, а голова опускается вниз или закидывается вверх. При неправильном положении спины нагрузка на неё возрастает в разы, что не только не исправит имеющиеся проблемы с позвоночником, но и, наоборот, усугубит их. Для того чтобы выполнять это упражнение без вреда для позвоночного столба, атлет изначально должен иметь крепкий мышечный корсет.

Можно ли развить силу мышц с помощью упражнения «планка»? Экспериментально установлено, что возрастание силы скелетных мышц и их гипертрофия является следствием интенсивной силовой работы динамического характера с применением больших отягощений. «Планка» – это статическое упражнением, которое выполняется с весом собственного тела. С физиологической точки зрения человек испытывает определённую нагрузку, которая связана с большим напряжением мышц. Однако эффективность статических упражнений гораздо меньше, чем динамических и их следует применять как вспомогательное средство воспитания силы.

Кроме того, так как «планка» является упражнением статического характера, то она оказывает негативное влияние на работу сердечно-сосудистой системы. Постоянно напряжённые мышцы при выполнении планки сдавливают кровеносные сосуды, тем самым ухудшая кровоснабжение. Мышцы нуждаются в кислороде. Сердечная мышца вынуждена излишне напрягаться, проталкивая кровь в постоянно напряжённые мышцы. В итоге повышается артериальное давление, увеличивается нагрузка на сердце и сосуды.

Применять в процессе физического воспитания школьников упражнение «планка» как основное или одно из основных для развития каких-либо групп мышц, с целью снижения веса, а также для развития силы нельзя. «Планку» можно включить в комплекс упражнений общей физической подготовки, если это упражнение выполнять, используя метод изометрических усилий: позу необходимо удерживать в течение 6-12 секунд и выполнять 5-6 повторений.

Таким образом, мы видим, что не все упражнения, которые имеются в арсенале учителя физической культуры, могут быть эффективны и, что крайне важно, безвредны в процессе физического воспитания детей школьного возраста.
Made on
Tilda