Ещё несколько шагов – и мы попадаем на берег Днепра. Советские солдаты готовятся к переправе через реку. На плоту стоит 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва-Шпагина, рядом ящики со снарядами и пулемётные ленты. Если посмотреть в интерактивные бинокли, расположенные здесь, то можно наблюдать фотохронику битвы.
Форсирование Днепра – легендарная операция и одна крупнейших битв Великой Отечественной войны. Сражение за Днепр длилось четыре месяца, с 26 августа по 23 декабря 1943 года. С обеих сторон в той битве приняло участие до 4 миллионов человек. Фронт растянулся почти на 750 километров.
После полного поражения на Курской Дуге немецкое командование пыталось затянуть ход войны. Войскам был отдан приказ любой ценой удерживать занимаемые рубежи, остановить наступление Красной армии и сохранить за собой важнейшие экономические районы Украины. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться. В битве за Днепр советские войска нанесли вермахту и их союзникам серьёзное поражение и вынудили их отступить по всему фронту.
Тыл – фронту
Главный образ зала «Тыл – фронту» – работающий станок, на полотне конвейерной ленты которого один лозунг сменяет другой: «Работать в тылу как на фронте!», «Все силы тыла на помощь фронту!», «Каждая сбережённая крошка хлеба сокращает войну!».
Здесь размещаются станки для производства разных частей стрелкового оружия. По периметру зала находятся гильзы от снарядов разного калибра и выстрелы к артиллерийскому орудию.
Представленная здесь композиция символизирует бесперебойную работу заводов и фабрик. Вместе с воинами Великую Победу ковали и труженики тыла. Женщины и дети, старики и инвалиды, непригодные к военной службе в невероятно трудных условиях обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, топливом, продовольствием, одеждой, а также строили новые и реконструировали старые предприятия. Каждый человек понимал, что от его личного вклада в общее дело зависит судьба всей страны. Несмотря на тяжелейшие условия труда, многие производства регулярно превышали установленные нормы.
Ужасы войны
«Ужасы войны» – это зал, который многие стараются пройти, как можно быстрее и не глядя по сторонам. Здесь находятся архивные документы с шокирующими подробностями преступлений против человечности, безжалостного истребления граждан Советского Союза в концентрационных лагерях.
Но в этом зале стоит остановиться и увидеть, что представляла собой гитлеровская Германия, и каким было бы будущее нашего народа, если бы исход войны был иным. Нужно собраться с духом и задержаться, оглянуться, чтобы увидеть: кирпич из крематория концлагеря Бухенвальда, зубы, вырванные у трупов заключенных, коробку из-под гранул «Циклона Б» – пестицида на основе цианида для использования в газовых камерах. А ещё здесь находится туфелька на ребёнка шести-семи лет. Она была взята в Люблинском концентрационном лагере Майданек со склада обуви из бараков 6-го поля, где раздевали людей, направляемых на расстрел…
Пробегая глазами по фотографиям и экспонатам, понимаешь, что, когда гитлеровцев называют нелюдями – это не пропагандистское клише, это – объективная историческая реальность. Нацистские преступники считали себя единственным избранным народом, имеющим право вершить судьбы других. После войны были собраны документы с тысячами фактов об ужасающих преступлениях нацизма. Они легли в основу Нюрнбергского процесса, в ходе которого бывшим руководителям гитлеровской Германии были вынесены смертные приговоры.
Вот колючая проволока, столбы с фонарями, вышка надсмотрщика с силуэтом фашиста. Мысленно мы оказываемся в концлагере. В месте, где гитлеровцы истязали и проводили ужасные опыты над людьми. Их чудовищные пытки стали эталоном жестокости. Невозможно вообразить, какое горе и боль пришлось вынести нашему народу.
Море в огне
Следующее помещение освещено глубоким тёмно-синим светом. Не сразу можно понять, что мы очутились на морском дне, а над нами – водная поверхность, по которой полным ходом, разбивая волны, идёт корабль. Эффект погружения под воду создают огромные пупырчатые мины, подвешенные под потолком и каменная платформа, на которой располагаются подлинные предметы прошлого: якорь, цепь и лопасть самолётного пропеллера. Этот зал называется «Море в огне», и он посвящён ратным подвигам морских пехотинцев, десантников, подводников, военных моряков. Жутковатую атмосферу залу дополняют шум всплывающей подводной лодки, скрежет металла, и глухое эхо от подрывов глубинных бомб.
Стоявшие на страже морских рубежей советские моряки с первого же дня войны активно вступили в борьбу с врагом. Для Балтийского флота первый год боевых действий был особенно тяжёлым: тонули десятки кораблей, унося в морскую пучину свои экипажи и пассажиров. На дне и сегодня лежат сотни затонувших суден.
Союзники
По периметру зала «Союзники», под потолком, разместились флаги всех государств, так или иначе вовлёченных в борьбу с нацизмом. Размерами выделяются флаги США и Великобритании, висящие по сторонам, а также флаг СССР, венчающий этот зал. Именно эти страны являлись ядром и главной силой антигитлеровской коалиции.
За стеклянными витринами размещена форма солдат войск США, Великобритании, Франции и Китая. Наш взгляд привлекает внимание стоящая справа статуэтка, изображающая двух людей. Она посвящена трогательной и грустной истории дружбы лётчика эскадрильи «Нормандия» Мориса де Сейна и его механика Владимира Белозуба.
Морис де Сейн, французский аристократ, лётчик авиаполка «Нормандия- Неман» прибыл в Тулу в январе 1944 года. Здесь он сдружился со своим механиком – Владимиром Белозубом, обычным русским парнем из села Покровское Днепропетровской области. Они быстро учили язык друг друга, чтобы легче было общаться. В один трагический день, во время перебазирования полка на новый аэродром, оба товарища находились вместе на истребителе Як-7. Это было обычным делом – когда меняли позиции, пилоты часто, вопреки инструкции, перевозили своих механиков на заднем сиденье самолёта. При этом парашют на случай чрезвычайной ситуации имелся только у пилота. Через несколько минут после взлёта произошла поломка – нарушилась герметичность бензосистемы. В кабину пилота проникли пары бензина и практически ослепили его. Лётчик получил от командования приказ прыгать. Он мог спастись, но знал, что у его механика парашюта не было. Морис не оставил Владимира. Он пытался посадить самолёт вслепую, но ничего не вышло, самолёт врезался в землю. Оба друга погибли. Подвиг капитана Мориса де Сейна высок и чтим во все времена: сам погибай, а товарища выручай.
Операция Багратион
Декорации в левой части зала «Операция Багратион» имитируют дорогу в болотистой местности. Знаки на обочинах указывают на уже освобождённые города и направление движения – на Берлин.
На изогнутом полукруглом панорамном экране мы видим, как идёт в наступление танковая армия. На танках белой краской воодушевляющие надписи: «За Родину», «За Сталина», «За Советскую Белоруссию», «Бей фашистов». Здесь же – нырнувший носом в землю подбитый вражеский самолёт. В центре зала, в углублении, спроектирована карта Белорусской операции – символический «котёл», куда попали немецкие войска.
Пример военного искусства – Белорусская наступательная операция Красной Армии с кодовым названием «Багратион». Она проходила с 23 июня по 29 августа 1944 года. Красная Армия освободила Белоруссию, большую часть Литвы, восточные районы Польши. Вермахт понёс тяжелейшие потери, был отброшен на 600 км к западу, а наши войска направились к центру германского нацизма – на Берлин.
На северных рубежах
Зал, который называется «На северных рубежах», посвящён битве за Заполярье. Мы стоим на набережной северного приграничного порта. Панорамный проекционный экран в глубине зала показывает конвой союзных кораблей. Конвои везли боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё по программе ленд-лиза.
Прямо перед нами лежит фрагмент фок-мачты с верхним реем Краснознаменного эскадренного миноносца «Громкий», принимавшего участие в войне с Финляндией, а затем в Великой Отечественной. В 1945 году миноносец был награждён орденом Красного Знамени.
Здесь находится деревянный пограничный столб, какие устанавливались в СССР по линии государственной границы с интервалом не более одного километра. Согласно геральдическим канонам, красный цвет полос символизирует храбрость, мужество, силу и великодушие; зелёный – величие, славу, честь и верность. Четыре зелёные полосы обозначают четыре стороны света, а пять красных полос – пятиконечную звезду, один из символов советского государства. Здесь также находится интерактивная стена с картой сражений, историческими и биографическими справками.
Боевые действия на севере начались 29 июня 1941 года. Перед вражеской армией стояла задача захватить Мурманск – единственный незамерзающий порт на севере СССР, Кировскую железную дорогу, а также уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Однако пересечь северную границу врагу не удалось, как не удалось достигнуть в Заполярье вообще ни одной из поставленных целей.
В результате оборонительной операции в Заполярье и Карелии 10 октября 1941 года немецкие и финские войска были окончательно остановлены на всех направлениях.
Освобождение Европы от нацизма
В зале, посвящённом освобождению Европы от нацизма, мы проходим мимо копий памятников советским солдатам-освободителям, установленных в европейских странах в знак благодарности и памяти. Экраны демонстрируют хронику освобождения, а интерактивная карта показывает, сколько советских солдат погибло в ходе боевых операций на территории каждой страны.
26 марта 1944 года Красная армия под командованием маршала Конева вышла на линию государственной границы СССР по реке Прут и вступила на территорию Румынии. Так началась освободительная миссия в Европе. Именно советские солдаты отворили двери нацистских концлагерей.
Постепенно мы приближаемся к заветному дню Великой Победы.
Страницы истории
В зале «Страницы истории» мы просматриваем видеохронику событий и копии документов, подписанных главами союзных держав – СССР, США и Великобритании по итогам работы Ялтинской конференции. Некоторые из этих документов были рассекречены недавно.
На Ялтинской конференции главы «Большой тройки» обсудили ключевые вопросы, касавшиеся завершения Второй мировой войны, в том числе – условия капитуляции Германии, зоны оккупации и репарации. Важнейшей частью будущего мирового устройства было полное разоружение Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая могла быть использована для военного производства. Также лидеры государств-союзников обговорили грядущий военный суд над преступниками.
Берлинская операция. Штурм Рейхстага
Главный образ зала «Берлинская операция» на фоне разбомбленного Берлина – крыша полуразрушенного здания рейхстага, на которой советский солдат водружает Знамя Победы. Наши сердца невольно наполняются чувством гордости, а душа лёгкостью.
Мы смотрим на фрагмент стены Рейхстага с автографами советских воинов. Воодушевлённые известием о Победе, тысячи солдат и офицеров Красной армии взяли в руки ножи, осколки, краску и оставили свои имена, мысли и чувства на развалинах здания. Вряд ли кто-либо из них предполагал, что эти, по сути, временные надписи, будут храниться в стенах музея.
За стеклянной витриной находится гимнастёрка и полевая сумка политрука Анны Владимировны Никулиной. Если имена Егорова и Кантарии, развернувших Знамя Победы над Рейхстагом, нам знакомы с детства, то история поднятия Красного знамени над имперской канцелярией известна далеко не всем. Во время битвы за Берлин майору Никулиной было лично поручено водрузить корпусное Знамя Победы над имперской канцелярией. Под огнём Никулина с бойцами взобралась на крышу здания, достала красное полотнище и куском телефонного провода прикрепила его к металлическим штырям кровли. Так 1 мая 1945 года ещё одно Знамя Победы взвилось над поверженным фашистским логовом.
Заключительное сражение Великой Отечественной войны, Берлинская стратегическая наступательная операция, продолжалось с 16 апреля по 8 мая 1945 года. По своей интенсивности оно мало отличалось от всех предыдущих. Водружение Знамени Победы над зданием Рейхстага – последний торжественный аккорд в победе над гитлеровской Германией и точка в самой кровопролитной войне в истории.
Парад Победы
Самый светлый зал в музее – это зал, посвящённый легендарному Параду Победы 24 июня 1945 года. По всему периметру помещения от пола до потолка нас окружают огромные проекционные экраны с хроникой первого парада и трогательными моментами встречи вернувшихся домой фронтовиков.
Через весь зал проходит мощёная дорога, имитирующая брусчатку Красной площади, а слева и справа от неё, под прозрачным стеклянным полом, – брошенные штандарты и железные кресты поверженного врага.
В центре зала на постаменте под стеклом находится главный экспонат – высший военный орден СССР «Победа», учрежденный в 1943 году. Награду вручали лицам высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или ряда фронтов, результат которых коренным образом изменял обстановку в пользу советских войск. Представленная здесь копия ордена «Победа» изготовлена теми же мастерами Московской ювелирно-часовой фабрики, что и подлинные ордена.
Решение о проведении парада в честь победы над Германией принял Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин, и назначил мероприятие на 24 июня 1945 года. Командовал Парадом Победы маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, принимал Парад заместитель Верховного главнокомандующего маршал Советского Союза Георгий Жуков. Несмотря на проливной дождь, Красная площадь была заполнена зрителями. Когда к вечеру дождь прекратился, праздник выплеснулся на улицы Москвы: гремели оркестры, в небе сверкал торжественный салют. Люди радовались.
Никто не забыт. Ничто не забыто
Мы завершаем путешествие в героическое прошлое нашей Родины в арочном тоннеле, который носит название «Никто не забыт. Ничто не забыто». Впереди отсчитывает дни счётчик скорби, в нишах горят свечи-огоньки в память о погибших. Нескончаемым потоком по сводам галереи плывут миллионы фотографий с лицами советских солдат и тружеников тыла. Они взмывают ввысь и обращаются в звёзды.
1418 шагов для нас и 1418 дней самоотверженного сопротивления нашего народа не знающей жалости гитлеровской армии поработителей и убийц. Здесь звучит музыка из песни «Журавли» Марка Бернеса и мы вспоминаем строчки первого куплета:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Не торопясь мы идём по чёрному полу, как будто по сырой земле, отдавая дань уважения каждому из тех, кто боролся за мир. Мысленно переносимся к моментам, которые нас затронули до глубины души.
Наши воины погибали на пограничных заставах, но не отступали ни на шаг в 41-м. Вставая в полный рост из снежных окопов под Москвой, наши воины бросались на амбразуру, на ураганный миномётный огонь, но смогли отразить атаку и не позволили захватить столицу нашей Родины. Наши воины, истекая кровью, сражались за каждый дом в Сталинграде. Наши воины заживо горели в танках под Прохоровкой, но смогли остановить и сокрушить бронированный немецко-фашистский кулак. Наши воины восстановили государственные границы и, не оборачиваясь, продолжили гнать врага до Берлина, прошли пол-Европы, чтобы уничтожить логово фашизма и добиться мира. Они сделали невозможное, отдали самое ценное – свою молодость, здоровье, жизнь, чтобы подарить нам свободу и мирное небо над головой.
Этот Храм памяти навечно сбережёт имена, подвиги и судьбы всех, кто привёл наш народ к Победе в Великой Отечественной войне. И мы просто обязаны сохранять и передавать из поколения в поколение правду о самой жестокой и разрушительной войне, которая постигла нашу Родину, принесла ей массовые убийства мирных жителей, разрушения, боль, плен, пытки, концлагеря. Мы не должны забывать о великом подвиге нашего народа, о его стойкости и мужестве в труднейшие времена.
МЫ – ПОТОМКИ ТЕХ, КТО ВОЕВАЛ И СМОТРЕЛ СМЕРТИ В ЛИЦО, ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ НАШУ БЕЗЗАВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ И ГОТОВНОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ РОДИНУ ВО ЧТОБЫ НАМ ЭТО НИ СТАЛО!