Учебная работа

Большие возможности маленького спортивного зала

Как проводить уроки физической культуры в помещении, которое напоминает скорее учебную аудиторию, нежели спортивный зал? Поменяет ли место работы молодой учитель, столкнувшись с материально-техническими проблемами, или сможет приспособиться к имеющимся условиям?



Молодой педагог стремится в процессе своей профессиональной деятельности в полной мере реализовать свои знания, полученные в институте, использовать свой индивидуальный стиль преподавания предмета и мечтает стать мастером своего дела. Однако результаты работы каждого специалиста будут зависеть не только от его профессионального мастерства, но и от условий материальной базы, в которых он будет работать. Например, существенно ограничивает возможности полноценного преподавания предмета «Физическая культура» маленький спортивный зал и его слабое оснащение. С такой проблемой столкнулся молодой учитель Артём Полянский. Немного облегчает его положение то, что школа малокомплектная – количество детей в классах небольшое. В этой статье Артём делится собственным опытом организации процесса физического воспитания в сельской школе с маленьким спортивным залом.

Лёгкая атлетика


Климатические условия нашего региона позволяют проводить уроки физической культуры на улице в период от начала учебного года до середины октября и с середины апреля до конца учебного года. Поэтому занятия по лёгкой атлетике проходят на открытом воздухе.

В дождливые и ветреные дни мы переходим в наш маленький спортивный зал. Уроки строятся по такому же алгоритму, что и на улице. В основной части урока разучивается, закрепляется и совершенствуется прыжок в длину с места и тройной прыжок с места, техника низкого старта. Уделяется время и специальным легкоатлетическим упражнениям, таким как специальные упражнения бегуна, специальные упражнения прыгуна в длину, специальные упражнения для метания малого мяча и обучение метанию малого мяча в цель.

Для воспитания общей выносливости в непогоду помогают занятия по фитнес-аэробике. Фитнес-аэробика – это комплекс физических упражнений, направленный на тренировку кардиореспираторной системы, а также на укрепление опорно-двигательного аппарата.

Элементы и комбинации фитнес-аэробики ученики выполняют и дома: они не травмоопасны и не требуют много места.

Вот так школа, имея маленький спортивный зал, реализует программный материал по лёгкой атлетике.

Гимнастика


С выполнением программного материала по гимнастике дела обстоят не лучшим образом. Если площадь спортивного зала позволяет проводить полноценные занятия гимнастики практически по всем темам, то его материально-техническое обеспечение это исключает.

В спортивном зале отсутствуют брусья и перекладина, шведская стенка. Выручает настенный турник, с помощью которого школьники учатся правильно подтягиваться.

Для воспитания силы используются упражнения с весом собственного тела, упражнения со строго дозируемыми внешними отягощениями: с гантелями, набивными мячами, упражнения с лентами-эспандерами, упражнения с противодействием партнёра.

Само собой разумеется, что в содержании уроков гимнастики важное место занимают строевые упражнения: строевые приёмы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Они способствуют формированию правильной осанки, воспитывают организованность, дисциплинированность, навык совместных действий.

В подготовительной части каждого урока обязательно выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с предметами: с гимнастической палкой, мячом, обручем.

Гимнастического козла нет, поэтому опорные прыжки выполняются на стопку матов.

Часть уроков посвящена таким видам фитнеса, как стретчинг (упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий) и скиппинг (упражнения со скакалкой).

Гимнастического бревна нет. Упражнения в равновесии на месте и в движении выполняются на гимнастической скамейке и на цветной ленте шириной 10 см (что соответствует ширине рабочей поверхности гимнастического бревна), которая наклеена на пол.

Не обходится процесс физического воспитания и без использования дополнительного инвентаря. Упражнения на скоростной лестнице и BOSU тренируют координационные способности.

В спортивном зале нет навесного каната, поэтому лазанье по канату заменено на упражнение подтягивание на полотенце. Эти двигательные действия не аналогичны, но довольно схожи по воздействию на связочно-мышечный и костно-суставные аппараты. Три подтягивания на полотенце будут равны примерно одному метру лазанья по канату в высоту.

Что еще можно выполнять на уроках гимнастики в маленьком спортивном зале? Акробатические упражнения (например, перекаты и кувырки), упражнения в переползании (на четвереньках, на получетвереньках, на боку, по-пластунски), поднимание и переноска грузов, бросание и ловля предметов, преодоление различных препятствий.

Спортивные игры


Не только размеры спортивного зала, но и малое количество детей в классах не дают возможности полноценно играть в спортивные командные игры.

В первой и последней четверти учебного года на улице ученики играют в мини-футбол, пионербол и волейбол.

Вместо одной из самых динамичных спортивных игр – баскетбола, в спортивном зале проводятся игры в стритбол. Это видоизмененная игра в баскетбол, в которой задействована половина баскетбольной площадки, а количество игроков по трое в каждой команде. В настоящее время доступны к приобретению модели компактных навесных баскетбольных щитов с кольцом и сеткой, которые без труда можно прикрепить на стену.

В содержание большинства уроков (не только касающихся программы спортивных игр) включены подвижные игры с элементами футбола, гандбола, волейбола и баскетбола.

Соревнования


Годовой план школьных спортивно-массовых мероприятий, несмотря на отсутствие в нём некоторых соревнований по основным видам спорта, можно назвать насыщенным.
Состязания по легкоатлетическим видам спорта традиционно проводятся в сентябре-октябре и в мае. В этот же период проводятся соревнования среди команд по мини-футболу (мальчики) и пионерболу (девочки).

В сентябре и в мае также проводим встречи по футболу, волейболу и пионерболу с ближайшими соседними школами. Получается своего рода дерби, которое участники соревнований и болельщики ждут с нетерпением.

В холодное время года в маленьком спортивном зале проводятся личные первенства по ОФП (подтягивания на турнике, отжимания, прыжки в длину с места, метание набивного мяча из-за головы сидя и пр.), армрестлингу, перетягиванию каната «один на один».

В одном из светлых и тёплых классов школы в феврале проводятся турниры по шахматам и шашкам.

Школьники также регулярно выезжают на районные первенства, турниры, эстафеты, олимпиады. Пусть не так часто, как хотелось бы, удаётся занимать призовые места, но гораздо важнее получаемый опыт от участия в различных состязаниях.

Для того чтобы сделать уроки физической культуры эффективными и интересными, молодому учителю требуется прилагать немалые физические и моральные усилия. И помогают ему в этой работе не только знания по теории и методики физического воспитания, но также творческое мышление и любовь к детям.

Почти весь спортивный инвентарь приобретался педагогом за собственный счёт. Потребовалось время на освоение нескольких направлений фитнеса. Педагог наладил взаимодействие с коллегами из соседних школ, обеспечив тем самым ребят регулярным участием в соревнованиях.

Но важным остаётся то, что молодой учитель получает удовольствие от своей работы, потому что видит её результаты. Поэтому хочется пожелать ему успехов во всех начинаниях, в достижениях целей и в реализациях идей!

Made on
Tilda