Учебная работа

Повышение эффективности уроков физической культуры в классах с большой наполняемостью (из опыта работы)

В данной статье изложено описание собственного опыта работы учителя физической культуры в классах с большой наполняемостью (30 и более человек). В результате разработки стратегии, заключающейся в основном в грамотном применении различных методов, традиционных и новых педагогических приёмов, средств физического воспитания удалось значительно увеличить эффективность уроков физической культуры в классах с большой наполняемостью и свести к минимуму простои.

Иногда количество учащихся в классе приближается к тридцати, иногда может превышать и эту цифру. Даже интуитивно становится понятно, что в подобных классах – классах с большой наполняемостью, сложно выстроить эффективный урок, когда в работу вовлечены все учащиеся: и слабые, и сильные. Актуальной проблемой по-прежнему остаётся дисциплина – в классах с большой наполняемостью учителю приходится тратить значительную часть времени на поддержание порядка. Кроме того, у учителя нет возможности поработать с отстающими учениками индивидуально. Предсказуемо, что уровень технической подготовленности у коллектива класса с большой наполняемостью в целом по итогу будет ниже, чем в классах с минимальным количеством учащихся.

Но, несмотря на данные обстоятельства, необходимо стремиться к повышению эффективности уроков физической культуры настолько, насколько это возможно в имеющихся условиях.

На уроке физической культуры показателем его эффективности является, во-первых, высокая моторная плотность – отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности занятия. Разумеется, нам известно, что показатели моторной плотности урока зависят от типа урока. На занятиях по совершенствованию техники движений и развитию физических качеств моторная плотность урока будет составлять 70-80%, тогда как на занятиях, посвящённых разучиванию двигательных действий и формированию знаний, её величина находится на уровне 50%.

Во-вторых, показателем эффективности урока будет полное решение всех поставленных задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Указанные показатели эффективности урока физической культуры и определяют цель, для реализации которой сформулированы задачи и решения.

Все приведённые в решениях рекомендации, методы и приёмы хорошо знакомы учителям физической культуры, используются опытными педагогами. Однако в статье имеются и оригинальные способы движения учителя к цели, которые могут быть полезны коллегам. Возможно, что часть изложенной информации поможет вам собрать тот самый единый пазл, раскрывающий полноту картины успешной работы в классах с большой наполняемостью.

1. Составлять подробные конспекты уроков с указанием затрат времени на каждый вид деятельности.

План урока продумывается до мельчайших подробностей. Колонка «Организационно-методические указания» заполняется максимально полно и конкретно (указываются способы построения занимающихся для выполнения упражнений, методы обучения и воспитания, индивидуальные задания для отдельных учащихся и другие вопросы, связанные с проведением занятия). Конспект должен быть написан грамотно и аккуратно. Дозировка физических упражнений определяется в зависимости от их вида, характера и разрешаемых задач в единицах времени, расстояния, веса, количества повторений и т. д. Дозировка упражнений проставляется на каждый вид деятельности.

Импровизация – это отличная способность педагога эффективно проводить урок при возникновении различных непредвиденных обстоятельств, но искусственно создавать такие ситуации не стоит. Только целенаправленное и чёткое планирование позволяет избегать ошибок, простоев и негативных последствий обучения. Это основная причина, по которой требуется составлять план на каждый урок.

2. Готовить места для занятий, оборудование и инвентарь заблаговременно.

В спортивных залах общеобразовательных школ проводятся занятия в том числе по подвижным и спортивным играм, лёгкой атлетике. Это значит, что гимнастические снаряды не могут быть установлены в рабочем помещении на постоянной основе. Однако во второй четверти у всех классов проходят занятия по гимнастике, поэтому снаряды устанавливаются на осенних каникулах и убираются только перед новогодними спортивно-массовыми мероприятиями.

Снаряды расставляются с соблюдением зон безопасности, их рабочие площади не должны накладываться друг на друга. В центре зала обычно располагаются гимнастические маты для вольных упражнений. Вдоль одной из продольных стен отводится место для опорных прыжков. Перекладину ставят на заднем плане по отношению к выходу в зал, а на переднем располагаются брусья, гимнастическое бревно. Канат крепится на монорельсе параллельно торцовой стене. Гимнастическая стенка – по торцовой стене или продольной.

В большинстве случаев учителями физической культуры используется одна половина зала для занятий гимнастикой, а вторая остаётся свободной от снарядов и предназначается для подвижных игр. В средних и старших классах успешно применяется игра в стритбол посменным методом: 2 команды играют в течение, например, двух минут, 4 команды ожидают своей очереди. Благодаря высокой физической активности и высокой интенсивности, которой характеризуется стритбол, учащиеся получают достаточную физическую нагрузку и оптимальное время отдыха между играми.

Количество такого спортивного инвентаря, как мячи, скакалки, набор гантелей, гимнастические палки, обручи, медболы, степ платформы и т. д. должно соответствовать количеству учащихся в классе. Это позволит проводить многие комплексы физических упражнений фронтальным способом. Разумеется, что только качественный спортивный инвентарь обеспечит комфортное и безопасное выполнение физических упражнений.

3. Поддерживать дисциплину на уроке.

«Перед началом занятия я могу пообщаться с учениками, всегда обращаюсь к ним по имени. Детям нужно говорить приятные вещи, у них поднимается самооценка, они становятся спокойнее, улучшается настроение. Создать позитивный тон перед уроком – это действенный способ улучшить дисциплину в классе. Как только урок начался – «собираю» внимание всех детей, рассказываю шутку, интригующую историю.

Мои ученики хорошо знают требования техники безопасности и нормы поведения, но я всё равно не забываю перед уроком напоминать им, что у нас договор: во время выполнения заданий все чётко следуют правилам. Если кто-то начинает правилами пренебрегать – подхожу к нарушителю дисциплины и спокойно делаю замечание, не привлекая чрезмерного внимания остальных. Лучший вариант – поручить что-нибудь выполнить беспокойному ученику.

Я стараюсь объяснять учебный материал кратко и доступно, давать понятные инструкции, ставить конкретные задачи. При объяснении темы важно говорить, для чего мы выполняем это упражнение, как оно нам пригодится в жизни, почему его следует выполнять именно так, а не иначе.

Если постоянно держать детей в тонусе, заинтересовывать, то проблем с поведением практически не будет. Каждая минута урока должна быть потрачена с пользой, простои – враг хорошей дисциплины.

В моём классе есть ученики, к которым я отношусь с симпатией и, разумеется, есть те, кто вызывает у меня противоположные чувства. Но внешне я никак не делю коллектив класса на любимчиков и не любимчиков, справедливость требует ко всем одинаковый подход.

Не берите с собой в новый день зло и обиды, будьте приветливы к каждому своему ученику».

4. Работать с учащимися, освобождёнными от урока физической культуры.

Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Освобождение от физической культуры как от предмета, от учебной дисциплины, невозможно. В разных случаях освобождение от уроков физической культуры может предполагать разные формы облегчения занятий, начиная с отмены некоторых упражнений и заканчивая переходом на теоретическое освоение предмета. Это зависит от диагноза учащегося и его текущего состояния здоровья.

Варианты работы с освобождёнными учащимися:

· ученик присутствует на занятиях в спортивной форме и выполняет задания учителя в облегчённом варианте;

· ученик находится в специально отведённом для освобождённых месте и читает теоретический материал по заданной теме.

· ученик письменно отвечает на вопросы по карточкам к определённой теме, проходит тест, разгадывает кроссворд по теме.

· ученик оформляет рабочую тетрадь по физической культуре.

· ученик помогает учителю в судействе и организации соревнований и игр, оценивает технику выполнения упражнений, соблюдение техники безопасности, дисциплину на уроке.

5. Подготовить и организовать работу физкультурного актива класса.

Физкультурный актив класса – это помощники учителя физической культуры на уроке, обеспечивающие успешное проведение занятия.

В физкультурный актив класса входят физкультурный организатор (физорг) и его заместитель, командиры отделений для занятий в группах, судьи по спорту.

Физорг – это правая рука учителя физической культуры. Он следит за тем, как выполняются все требования на уроке, составляет план по физкультурно-спортивной работе в классе, исходя из общешкольного.

В основные обязанности командира отделения входит организация занятия своей группы в установленном месте, правильное выполнение и объяснение упражнений, страховка и оказание помощи своим товарищам.

Судьи по спорту помогают учителю физической культуры оценивать качество выполнения упражнений другими учащимися, учитывать результаты приёма контрольных нормативов.

Важны обязанности дежурных по классу, которые включают подготовку учащихся к уроку: обеспечение своевременной явки на занятия по звонку, построение класса в шеренгу, сдачу рапорта. Также дежурные по классу принимают участие в подготовка спортивного инвентаря и его уборке по окончании занятия.

6. Применять различные формы организации деятельности учащихся при выполнении упражнений.

На уроках физической культуры учителя применяют следующие формы организации деятельности занимающихся: фронтальную, групповую, индивидуальную, а также круговую тренировку.

Фронтальная форма организации – весь коллектив класса выполняет одинаковые для всех задания под руководством учителя.

Разновидности фронтально формы организации работы:

1) фронтальная – одинаковые задания выполняются всем классом одновременно;

2) групповая – занимающиеся всего класса выполняют общее для всех задание группами под общим руководством учителя;

3) индивидуальная – одинаковые задания выполняются одновременно всем классом поочерёдно: по одному, по двое, несколькими учениками или потоком.

Поочерёдный способ выполнения упражнений заключается в том, что каждый последующий ученик (или группа учащихся) начинает выполнять упражнения только после окончания работы предыдущим занимающимся (или группой занимающихся).

Выполнять упражнения можно в различных построениях: в две, три, четыре шеренги; в колонну по одному, по два, по три; в шахматном порядке; в круг; в открытый треугольник и т. д.

Групповая форма организации подразумевает временное деление занимающихся на группы (команды, звенья, отделения) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя с помощью физкультурного актива класса. Учебная деятельность занимающихся при этом выполняется группами – одновременно всей группой и в группе поочерёдно.

Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнения.

Индивидуальная форма организация – каждый ученик получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить независимо от других. Учитель же должен наблюдать за деятельностью каждого учащегося.

Моторную плотность урока физической культуры можно повысить, применяя метод круговой тренировки. Он заключается в том, что учащиеся делятся на несколько равных по численности групп и распределяются по «станциям» – местам, на которых следует выполнить конкретное упражнение. «Станции» располагаются по кругу. По сигналу учителя группы одновременно начинают выполнять упражнения. Переход к следующей «станции» осуществляется по кругу через определённое время. Каждая группа должна пройти полный круг, либо несколько таких кругов.

Способы проведения ОРУ. Для проведения ОРУ в подготовительной части занятия занимающихся обычно строят в разомкнутую колонну, в круг (несколько кругов) или шеренгу.

Существует три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной.

Раздельный способ
характеризуется тем, что между отдельными упражнениями комплекса делается пауза для их объяснения. Поэтому данный способ отличается низкой плотностью. Если комплекс предварительно разучен, то использование раздельного способа не будет эффективным с точки зрения увеличения моторной плотности урока. Раздельный способ обычно применяют при подготовке учащихся к выполнению упражнений поточно.

Поточный способ предусматривает непрерывное выполнение комплекса упражнений, без пауз и остановок. Данный способ существенно повышает плотность урока. Но при его применении должны соблюдаться определённые условия: во-первых, упражнения должны быть усвоены учащимися ранее; во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны.

Проходной способ заключается в том, что упражнения учащимися выполняются в движении или с перемещением через центр зала. В первом варианте упражнения выполняются в колонне по одному при движении в обход или по кругу. Во втором варианте упражнения выполняются при поочерёдном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой.

Комплексы разминки и заминки должны состоять из простых упражнений.

В подготовительной и заключительной частях урока физической культуры успешно применяется фронтальная форма организации занимающихся. Данную форму организации можно также фрагментарно применять и в основной части занятия.

Пример. 5 класс. Тема: «Беговые упражнения. Высокий старт». Место проведения: спортивная площадка. В подготовительной части урока занимающиеся выполняют разминочный бег, суставную гимнастику и динамическую растяжку одновременно всем классом. По окончании подготовительной части урока класс делится на четыре группы, каждая из которых занимает отведённое ей место на площадке. После команды учителя, учащиеся поточно начинают выполнять специальные беговые упражнения, затем пробегают отрезок 10 метров с высокого старта, далее – бег с ускорением 30 метров. Командиры следят за порядком, каждый в своей группе. Учитель осуществляет общий контроль за действиями учащихся. Во второй половине основной части урока – подвижная игра «Встречная эстафета», в оставшееся время мальчики играют в футбол, девочки – в пионербол. В заключительной части урока весь коллектив класса одновременно выполняет упражнения на восстановление дыхания и упражнения статической растяжки.

Пример. 6 класс. Тема: «Опорный прыжок». Место проведения: спортивный зал.
В подготовительной части урока, применяя фронтальную форму организации, занимающиеся выполняют разминочный бег, общеразвивающие упражнения, выполняемые на ходу, ходьбу с упражнениями для формирования и укрепления свода стопы. В основной части урока класс делится на две группы, группу девочек и группу мальчиков. Структура основной части урока состоит из трёх взаимосвязанных между собой элементов.

1. Девочки одновременно всей группой выполняют комплекс специальных упражнений (скоростно-силового характера), направленный на подготовку организма к опорным прыжкам. В то же время мальчики выполняют индивидуальные задания по карточкам со скакалками.

2. Девочки
поочерёдным способом выполняют опорные прыжки через козла. Мальчики одновременно всей группой выполняют комплекс специальных упражнений (скоростно-силового характера), направленный на подготовку организма к опорным прыжкам.

3. Девочки выполняют индивидуальные задания по карточкам с обручами. Мальчики поочерёдным способом выполняют опорные прыжки через козла.

В заключительной части урока класс выполняет комплекс упражнений на растяжку, форма организации – фронтальная.

Грамотная организация деятельности занимающихся на уроках физической культуры в зависимости от раздела программы, темы и типа урока помогает не только достичь лучшего педагогического эффекта, но и увеличить моторную плотность урока.

7. Организовать индивидуально-дифференцированную работу с учащимися.

Индивидуальный работа с учащимися – это часть методики проведения уроков физической культуры. Учитель планирует деятельность на занятиях с учётом возрастных, типовых и индивидуальных особенностей школьников. В классах с большой наполняемостью, где проблема разной физической подготовленности детей сочетается с их большим количеством, осуществлять индивидуальный подход становится сложно. А ведь нам известно, что только верно рассчитанная нагрузка является главным условием для развития физических качеств и оздоровления. Кроме того, выполняя посильные задания, у учащихся появляется положительный психологический настрой, успешно решаются воспитательные задачи урока.

При разучивании двигательных действий в начале основной части урока важно обращать внимание на всех занимающихся, фиксировать степень усвоения упражнений каждым учеником. Это не только даст возможность корректировать технику в продолжении занятия, но и выявит учащихся, которых в дальнейшем можно привлечь в качестве групповодов.

Личность ученика имеет такое же важное значение для педагога, как и его физическая подготовленность. Наиболее ярко личность детей и подростков проявляется в подвижных и спортивных играх. Учитель должен учитывать характер игроков при их распределении в команды, стараться развивать их слабые черты.

После того, как учащиеся хорошо усвоили учебный материал можно строить занятие, используя групповую форму организации. Распределять учащихся по группам эффективней, исходя от уровня их физической подготовленности, а также успехов в конкретном упражнении, либо данном виде спорта. В этом случае отдельно для каждой группы вырабатывается методическая последовательность работы. Учитель следит за работой всех учащихся в группах, контролирует их действия, консультирует, оказывать индивидуальную помощь.

Работая с учащимися индивидуально, важно научить каждого из них действовать самостоятельно. Ребята должны уметь подбирать себе нагрузку, исходя из уровня подготовленности.

Также учащиеся получают индивидуальные домашние задания. Учитель систематически контролирует их выполнение, регулярно отслеживает уровень физической подготовленности каждого ученика, консультирует, оказывает своевременную помощь в возникающих затруднениях.

8. Своевременное начинать и завершать уроки.

В условиях ограниченного времени, выделяемого на учебные занятия, и, учитывая сложность процесса физического воспитания, когда надо решать на конкретном уроке несколько разнохарактерных задач, крайне важно рационально использовать каждую минуту урока физической культуры. С учётом этого важно своевременно начинать и заканчивать занятия. Целесообразно приучить учащихся проходить из раздевалок к дверям спортивного зала, либо на спортивную площадку, не дожидаясь звонка на урок.

9. Повышать интерес учащихся к урокам физической культуры.

Для того, чтобы процесс физического воспитания в классах с большой наполняемостью проходил результативно, необходимо создать такие условия, при которых будут удовлетворены потребности в физической активности всех учащихся в зависимости от их способностей и предпочтений, т. е. уроки физической культуры должны вовлекать каждого учащегося. Поэтому учитель адаптирует свою программу так, чтобы она включала различные виды спорта и соответствовала индивидуальным интересам учащихся. Одни дети с удовольствием участвуют в игровых командных видах спорта, тогда как другие выбирают индивидуальные состязания, такие как, например, настольный теннис или бадминтон.

Организовывая множество различных внутришкольных спортивных соревнований, мы мотивируем учащихся к добросовестным занятиям физической культурой как в урочное время, так и во внеурочных и самостоятельных формах занятий.

И, конечно же, мы понимаем, что ни один урок физической культуры (даже в классах с небольшим количеством учащихся) не может быть совершенным (в том числе по независящим от нас факторам). Наша задача – двигаться к идеалу.

В начале пути к достижению цели придётся приложить максимум усилий, но далее работа дойдёт до автоматизма, и проведение уроков физической культуры в классах с большой наполняемостью уже не только не будут проблемой, но и с течением временем станут проходить всё более эффективнее.
Made on
Tilda