Внеклассная работа

Школьные соревнования по боулингу

Боулинг – это спортивная игра в шары. Боулинг произошёл от игры в кегли. Цель игры – сбить установленные в определённом порядке кегли с помощью как можно меньшего количества шаров. Шары пускают руками по дорожке без бортов. Боулинг относится к индивидуально ориентированному бесконтактному виду спорта.

В этой статье мы расскажем об основных моментах организации и проведения школьных соревнований по боулингу. Значительная часть статьи уделена подсчёту очков.

ЗАЧЕМ В ШКОЛЕ ПРОВОДИТЬ СОРЕВНОВАНИЯ ПО БОУЛИНГУ?

Обычно в соревнованиях по командным видам спорта участвуют одни и те же ученики, а в соревнованиях по беговым и силовым видам спорта многие дети и подростки даже не пытаются принять участие, уверенные в том, что всё равно проиграют. Действительно, среди школьников-сверстников встречаются дети с разным уровнем физического развития.

В соревнованиях по боулингу может принимать участие школьник с любым уровнем физической подготовленности. Эта игра не требует специальных спортивных навыков. Одновременно с этим боулинг способствует развитию меткости, глазомера, точности удара и воспитанию соревновательного духа.

Не менее важно также и то, что разнообразие видов спорта в программе школьных соревнований помогает вовлечь больше детей и подростков к занятиям физической культурой.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Точная дата появления боулинга неизвестна, однако прототипы этой игры существовали во многих древних странах. Ещё пещерные люди сбивали кегли, сделанные из дерева или камня.

По мнению исследователей, родиной современного боулинга следует считать земли Германии III века н. э. Кегли в виде деревянных колышек и каменный шар для их выбивания изначально использовали в религиозных ритуалах. Чем больше кегель сбивал человек, тем чище становилась его душа. А потом этот обычай стал народной забавой и распространился по всей средневековой Европе.

Деревенская сцена, 1673 г. Адриан ван Остаде

Правила игры, кегли и шар видоизменялись. Свои варианты игры имела не только каждая страна, но и каждый город.

Первый официальный чемпионат по боулингу состоялся в 1901 году в Чикаго.

Афиша первого соревнования по боулингу, Чикаго, 1901 г. Автор неизвестен

С годами эта игра была усовершенствована и в настоящее время является полноценным и полноправным видом спорта.

Главная же причина популярности боулинга – достаточно простые правила, приёмы и техника игры.

ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ

С графиком проведения соревнований школьники знакомятся в начале первой четверти, с положением о конкретном соревновании – не позднее, чем за месяц до его начала. К любым соревнованиям нужно готовиться, и школьные соревнования по боулингу не являются исключением. Тренировочные занятия по боулингу можно проводить на уроках физической культуры.

МЕСТО ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Школьные соревнования по боулингу проводятся в спортивном зале. Разметить площадку для игры можно специальными клейкими лентами разных цветов. Размеры дорожки адаптируются согласно имеющемуся игровому инвентарю.

Игровая площадка для игры в боулинг состоит из нескольких частей. Начинается она зоной разбега. Дальше идёт линия заступа – линия фола. За линией фола – собственно дорожка, по которой пускаются шары. Заканчивается дорожка выстроенными в определённом порядке кеглями.

КТО МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО БОУЛИНГУ?

Принять участие в соревнованиях по боулингу могут все желающие ученики. Учащиеся подготовительной и специальной медицинской групп также могут выступать в соревнованиях по боулингу с разрешения врача.

Соревнования по боулингу можно проводить, начиная с первого класса. Но для учащихся младшего школьного возраста это скорее будет игра в кегли по упрощённым правилам. Вместо выстроенных в треугольник фигур кегли можно устанавливать в виде разнообразных форм, тем самым увеличивая привлекательность игры.

КОГДА ЛУЧШЕ ПРОВОДИТЬ ШКОЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО БОУЛИНГУ?

Боулинг – это игра для любого времени года. Однако целесообразней проводить подготовку к игре и соревнования в холодное время года, когда уроки физической культуры переносятся в спортивный зал.

ТЕХНИКА ИГРЫ В БОУЛИНГ (ИНФОГРАФИКА)

КРАТКИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ И СИСТЕМА ЗАПИСИ СЧЁТА

Партия игры в боулинг состоит из десяти фреймов. Фрейм в боулинге – это этап игры, в котором у игрока есть две попытки (два шара), чтобы сбить все кегли. В десятом фрейме игрок может бросить три шара, но только в случае, если он выбил страйк или спэр.

Страйк – это ситуация, когда все десять кегель выбиваются игроком с первого удара.

Спэр – это ситуация, когда все десять кеглей сбиты игроком за две попытки.

Десять фреймов игры изображены в таблицы в виде пронумерованных квадратов: один фрейм – один квадрат.


В каждом квадрате (кроме десятого) в верхнем углу есть две ячейки: в первой ячейке записывается результат первого броска шара, а во второй ячейке – результат второго броска. Когда фрейм сыгран, то под этими ячейками записывается общее количество очков.

Для записи ведения счёта используют цифры и условные значки.

Страйк обозначается знаком «Х». Он отмечается в первой ячейке. Второго хода в текущем фрейме не будет: фрейм закрыт, вторая ячейка останется незаполненной. При выбивании страйка игрок получает 10 очков и плюс все кегли, которые у него получится сбить двумя следующими попытками.

Спэр в таблице обозначается знаком «/». В первой ячейке отмечают количество сбитых кегель первым ударом, а во второй ячейке ставится знак «/»: фрейм закрыт, со второй попытки сбиты оставшиеся кегли. За спэр игрок получает 10 очков плюс количество кеглей, которые он собъёт при очередном броске шара, но уже в следующем фрейме.

Если игрок не сбивает ни одной кегли с первого броска, а со второго сбивает все 10, то ему присуждается спэр, а не страйк, так как понадобилось два шара, чтобы закрыть фрейм.

Если игрок не смог сбить все 10 кеглей за два броска шара в одном фрейме, то такой фрейм называется открытым. В открытых фреймах игрок получает количество очков равное количеству сбитых им кегель.

Бросок шара выполняется только рукой и засчитается, как только шар пересекает линию фола.

Очки за сбитые кегли начисляются, если кегли падают под действием шара или какой-либо кегли в результате правильного броска.

Попытка засчитывается, а последующее за ним сбивание кеглей нет в случаях, если:
1) шар выходит за пределы дорожки до достижения кеглей;
2) игрок нарушил правила;
3) игрок бросает шар, когда с дорожки ещё не убраны сбитые фигуры.

Попытка не засчитывается в случаях, если:
1) игрок бросает шар не в свою очередь;
2) наличие физической помехи со стороны другого игрока, зрителя, движущегося объекта или ответственного за установку кеглей во время выполнения броска шара и до его завершения;
3) какая-либо кегля падает во время посылки шара, но до того, как шар достиг кеглей;
4) посланный шар наталкивается на посторонний предмет.

Все кегли, которые стояли при объявлении шара ошибочным, должны быть переставлены, а игрок получает возможность выполнить бросок шара заново.

Фол (или заступ) – это ситуация, когда игрок во время или после броска шара заступает за линию разбега. При фоле бросок шара засчитывается, но очки за сбитые кегли не учитываются. В таблице фол обозначается знаком «F».

Таблица показывает не только результат, но и то, как такой результат был получен. Система записи счёта в боулинге не совсем простая, но очень занимательная. К тому же умение подсчитывать очки поможет лучше понять эту игру. Попробуем подробно разобрать систему подсчёта очков на примере нескольких игр. 

АННА



Фрейм 1. Первым шаром Анна сбила 8 кеглей. В первую ячейку внутри клетки первого фрейма вписываем цифру «8».

Вторым шаром Анна сбила одну кеглю. Во вторую ячейку внутри клетки первого фрейма вносим цифру «1».
В итоговой ячейке первого фрейма записываются суммарные очки за первый фрейм: 8+1=9. В этом фрейме остается одна не сбитая кегля и это значит, что такой фрейм считается открытым.
Фрейм 2. Первой попыткой Анна сбивает 6 кеглей, а второй – ни одной. Последовательно в ячейки внутри клетки второго фрейма заносим цифры «6» и «0». В итоговой ячейке данного фрейма ставим цифру «15»: 9+6, где 9 – это набранные очки в первом фрейме, а 6 – набранные очки в текущем фрейме.
Фрейм 3. Первым шаром Анна сбила все кегли. Это страйк! В первую ячейку ставим знак «Х». Фрейм закрыт.
Итоговая ячейка пока останется не заполненной, так как очки за этот фрейм будут подсчитываться следующим образом: 10 + призовые очки (сумма очков за сбитые кегли двумя последующими попытками).

Фрейм 4. Первым шаром Анна сбивает 6 кеглей, а вторым 2 кегли. Теперь в итоговую ячейку третьего фрейма можно записать цифру «33», которая получилась так: 15 (результат предыдущих фреймов) + 10 (страйк, так как сбиты все кегли в третьем фрейме) + 8 (очки за сбитые кегли в четвёртом фрейме).
В итоговой ячейке четвёртого фрейма записывается результат: сумма очков за предыдущие фреймы (33) + очки за текущий фрейм – 8 (6+2) = 41.
Фрейм 5. Первым шаром Анна сбила 7 кеглей, вторым – 0. В итоговую ячейку записывается цифра «48» (41+7).
Фрейм 6. Первым шаром Анна сбила 8 кеглей, а вторым – оставшиеся две кегли. Это спэр. В первую ячейку вписывается цифра «8», во вторую – символ «/». Результат этого фрейма пока не подводится, так как очки за него будут подсчитываться так: 10 (сбитые кегли) + премия (сбитые кегли первым шаром следующего, седьмого, фрейма).
Фрейм 7. Первым шаром Анна сбила 8 кеглей. Теперь можно подвести итог шестого фрейма. Записываем в нужную итоговую ячейку цифру «66». Получили мы её так: 48 (полученные очки за предыдущие фреймы) + 10 (все кегли шестого фрейма были сбиты двумя шарами) + 8 (премия – очки за сбитые кегли первым шаром седьмого фрейма).
Вторым шаром Анна сбивает всего одну кеглю. Во второй малый квадрат записывается цифра «1», а в итоговый «75»: 66+9, где 66 – это сумма очков, набранная в предыдущих фреймах, а 9 – сумма очков за сбитые кегли в текущем фрейме.
В последующих трёх фреймах ничего особенного не происходит, все фреймы остаются открытыми.
Третий квадратик внутри десятого фрейма остаётся пустым, так как Анна не получила право использовать третий шар (не выбит страйк или спэр в последнем фрейме).

МАРИЯ

Фрейм 1. Первым шаром Мария сбила семь кеглей, а вторым две. Поэтому в первую ячейку первого фрейма записываем «7», а во вторую – «2». В итоговой ячейке первого фрейма – суммарные очки за первый фрейм: 7+2=9.
Фрейм 2. Во втором фрейме у Марии спэр: сбиты все кегли двумя шарами. В первую ячейку записываем количество очков равное сбитым кеглям первым шаром данного фрейма – «7», а во вторую ячейку ставим знак «/». Фрейм закрыт, за него Мария получит премиальные очки, поэтому итоговая ячейка пока остается пустой.
Фрейм 3. Третий фрейм Мария закрывает: выбит страйк. Итоговую ячейку второго фрейма заполняем цифрой «29»: 9 (очки за первый фрейм) + 10 (сбиты все 10 кеглей) + 10 (премиальные очки за третий фрейм). А вот итоговую ячейку текущего фрейма пока не заполняем – ждём премиальные очки, которые суммируются из очков, полученных при следующих двух попытках.
Фрейм 4. В четвертом фрейме Мария с первой попытки сбила 8 кеглей, а со второй одну. Теперь заполняем итоговую ячейку третьего фрейма: 29 + 10 (сбиты все кегли) + 9 (премия: сумма очков, полученных путём двумя бросками текущего фрейма) и получаем 48.

Четвёртый фрейм остается открытым, за него Мария не получает премиальных очков. Поэтому итоговую ячейку можно заполнить: 48+9=57.
Фрейм 5. В пятом фрейме выбит страйк. Итоговую ячейку пока не заполняем.
Фрейм 6. В шестом фрейме опять выбит страйк. Итоговая ячейка пятого фрейма продолжает пустовать до второго броска Марии. Итоговая ячейка текущего фрейма также пока не заполняется.
Фрейм 7. В седьмом фрейме первым броском шара Мария сбила 8 кеглей, а при попытке второго броска заступила за линию разбега. В итоге получила 8 очков за фрейм, он остаётся открытым и можно подсчитать очки за три последних фрейма.

В пятом фрейме в итоговой ячейке пишем цифру «85». Она получилась так: к пятидесяти семи очкам за предыдущие фреймы прибавляем 10 очков за все сбитые кегли в этом фрейме и премию за последующие два броска: 10 (страйк и шестой фрейм закрыт, больше попыток нет) + 8 (второй бросок седьмого фрейма). Итак, 57+10+10+8=85

В шестом фрейме в итоговой ячейке ставим цифру «103». Она получилась так: 85 + 10 за все сбитые кегли в текущем фрейме + премия: 8 очков за первый бросок следующего, седьмого, фрейма и 0 очков за второй бросок (фол).

В итоговой ячейке седьмого фрейма всё подсчитать просто: суммируем 103 и 8, получаем 111.
Фрейм 8. В восьмом фрейме у Марии спэр. Итоговая ячейка пока не заполнена.
Фрейм 9. В девятом фрейме у Марии страйк. Можем заполнить итоговую ячейку предыдущего фрейма: 111 + 7 + 10 (премия) = 131. А итоговая ячейка текущего фрейма пока не заполняется.
Фрейм 10. В десятом фрейме Мария с первой попытки сбила 7 кеглей, а во втором броске промахнулась и получила 0 очков. В итоговой ячейке девятого фрейма пишем цифру «148»: 131+10+7.

Мария не получила право использовать третий шар – не выбила страйк или спэр. И можно заполнить итоговую ячейку. Прибавляем к ста сорока восьми очки за десятый фрейм (7) и получаем 155.

АНТОН

Фрейм 1. Первым же шаром Антон выбил страйк и закрыл первый фрейм. В первой ячейке первого квадрата пишем знак «Х», вторую ячейку заполнять не нужно, так как чтобы сбить все кегли понадобился только один шар. Итоговая ячейка пока остаётся пустой.
Фрейм 2. Во втором фрейме первым шаром сбито 9 кеглей, вторым – оставшаяся. В этом фрейме Антон сделал спэр. В первую ячейку второго квадрата заносим цифру «9», во вторую ставим знак «/».
Теперь можно записать количество очков в итоговую ячейку первого фрейма, а именно цифру «20», которая получилась так: 10 очков за страйк + 10 очков за сбитые кегли во втором фрейме. А вот итоговая ячейка второго фрейма пока остаётся пустой.
Фрейм 3. В третьем фрейме первым шаром Антон сбил 7 кеглей. В первую ячейку заносим цифру «7» и сразу же записываем в итоговую ячейку второго фрейма цифру «37»: 20 очков за первый фрейм + 10 очков за второй фрейм + призовые 7 очков за сбитые кегли первым шаром третьего фрейма.
Вторым шаром сбита одна кегля. Заносим цифру «1» во вторую ячейку. Сумма очков в этом фрейме равняется 8. Прибавляем её к сумме очков за предыдущие фреймы: 8 + 37=45.
Фрейм 4. В четвёртом фрейме у Антона выбит спэр. Итоговую ячейку пока не заполняем.
Фрейм 5. В пятом фрейме у Антона страйк. Итоговую ячейку четвёртого фрейма можно заполнять: 45 + 10 + 10 (премиальные) = 65. А итоговая ячейка текущего фрейма пока останется незаполненной.
Фрейм 6. В шестом фрейме опять страйк. В первую ячейку текущего фрейма заносим знак «Х». Фрейм закрыт. Но итоговая ячейка пятого фрейма остаётся пустой до следующей попытки. Итоговая ячейка текущего фрейма, следовательно, тоже пока будет пустовать.
Фрейм 7. Седьмой фрейм и третий страйк подряд. Можно подвести итог пятого фрейма – ставим цифру «95», которая получилась так: сумма очков за предыдущие фреймы (65) + 30. Цифра «30» получена следующим образом: 10 (выбиты все кегли) + 20 премиальные (все выбитые кегли последующими двумя шарами). Итоговые ячейки шестого и текущего фрейма пока не заполняются.
Фрейм 8. В восьмом фрейме у Антона спэр. Первым броском выбито 9 кеглей и вторым оставшаяся фигура. Подводим итоги предыдущих двух фреймов. В шестом фрейме записываем цифру «124»: 95 + 10 + 19 (премиальные). В седьмом фрейме в итоговой ячейке записываем цифру «144»: 124 +10+ 10 (премия, сложенная из двух бросков 9+1). Итоговая ячейка текущего фрейма пока остаётся пустой.
Фрейм 9. В девятом фрейме Антон выбил страйк. Подводим итог предыдущего фрейма: 144 + 10 + 10 (премия) = 164. Итоговая ячейка текущего фрейма пока остаётся пустой.
Фрейм 10. В десятом фрейме Антон первым шаром сбивает 9 кеглей, вторым оставшуюся фигуру, тем самым выбивает спэр и получает право на третий шар. Но пока заполним итоговую ячейку девятого фрейма: 164 + 10 + 10 = 184.
Третьим шаром Антон выбивает страйк. Теперь можно подвести общий итог игры: 184 + 10 (спэр) + 10 (страйк) и получаем 204 очка.
Так выглядит полностью заполненная таблица:
Made on
Tilda