Миссия методиста

Повышение профессионального уровня учителей физической культуры путём дифференцированного подхода

Все формы методической работы нацелены на оказание практической помощи учителям, развитие их педагогического мастерства, усиление творческого потенциала. В конечном итоге всё это направлено на повышение качества образования.

По широте одновременного охвата методической работой её формы можно разделить на индивидуальные (индивидуальные консультации, наставничество, индивидуальное самообразование и пр.) и коллективные (семинары, практикумы, научно-практические конференции, районные методические объединения и т. д.). В данной статье мы будем говорить о коллективных формах работы, которые проходят под руководством методиста по физической культуре.

Все учителя физической культуры города (района) отличаются друг от друга по уровню профессиональных компетенций и условий, в которых проходит их трудовая деятельность. Из этого следует, что выданная на педагогических мероприятиях информация для каждого из них не будет нести в себе равную практическую значимость и одинаковую ценность.

Не редкость, а, скорее даже повсеместно, что на групповые формы методической работы приглашаются все учителя без исключения. Для примера рассмотрим заседание ГМО (РМО), на которое методистом были приглашены все учителя физической культуры муниципального образования – 42 учителя из 27 школ. Повестка дня следующая:

1. Опорный прыжок через гимнастического козла. Открытый урок в 7 классе.
2. Подготовка к проведению районных соревнований по баскетболу среди учащихся старших классов.
3. Особенности преподавания физической культуры в сдвоенных классах в условиях малокомплектной школы (из опыта работы).

Приглашённый педагогический коллектив имеет следующий состав:
1) 7 молодых специалистов не имеют педагогического образования;
2) 6 молодых специалистов имеют педагогическое образование, но не в предметной области «Физическая культура»;
3) 4 молодых специалиста имеют профильное образование;
4) 9 учителей работают не по специальности, но имеют значительный опыт в преподавании физической культуры в школе;
5) 5 неспециалистов по физической культуре с педагогическим образованием;
6) 11 опытных специалистов по физической культуре.

Кроме того, 4 учителя работают в школах без спортивного зала и 3 – в малокомплектных школах.

Педагогический коллектив района не однороден. Кратко разберём, насколько продуктивным в равной степени для каждого учителя окажется заседание РМО с заданной повесткой дня.

Открытый урок в 7 классе на тему: «Опорный прыжок через гимнастического козла»


Нам известно, что четыре учителя работают в школах без спортивного зала. А это значит, что применить на практике полученную ими новую информацию в ближайшее время не представится возможным.

Открытый урок должен быть источником инновационного опыта, обязательно иметь новизну. Но для молодых учителей будут представлять интерес, скорее, традиционные и общеизвестные методики и то, как полученная ими в профессиональных учебных заведениях теория реализуется в практической деятельности.

Учителя-неспециалисты вообще вряд ли будут обучать детей и подростков сложнейшему элементу школьного раздела гимнастики ввиду его повышенной травмоопасности.

Подготовка к проведению районных соревнований по баскетболу

среди учащихся старших классов


Положение о городских (районных) соревнованиях разрабатывает, как правило, методист совместно с руководителем ГМО (РМО). В обсуждение правил проведения соревнований активно включаются учителя, чьи команды неоднократно становились победителями и призёрами состязаний, а также те, кто обычно проводит судейство (чаще это опытные педагоги-специалисты). Поэтому продуктивнее было бы обговорить все организационные моменты конкретно с указанными лицами на отдельной встрече.

Кроме того, три школы не имеют старших классов, они не смогут представить команды на состязание и, следовательно, не будут участвовать в дискуссии.

Особенности преподавания физической культуры в сдвоенных классах

в условиях малокомплектной школы (из опыта работы)


Классы-комплекты имеют всего три школы. Школ, имеющих классы с большой наполняемостью, в районе почти треть. И положительный педагогический опыт проведения уроков физической культуры в классах с большой наполняемостью им, скорее всего, будет не только интереснее, но также принесёт практическую пользу.

Другой пример. Педагог с внушительным стажем, победитель областного конкурса «Учитель года», проводит мастер-класс. Приглашены все учителя города (района). Педагог на высоком уровне владеет педагогическими технологиями и методиками преподавания физической культуры в школе, имеет богатый арсенал средств для воспитания физических качеств детей и подростков. Содержание мастер-класса, проводимого таким искусным профессионалом, будет нести в себе неоспоримую ценность для опытных специалистов, но принесёт мало практической пользы молодым специалистам и учителям-неспециалистам.

Бесспорно, молодые учителя должны присутствовать на мероприятиях, которые проводят мастера педагогического процесса по физическому воспитанию. Но это должны быть тщательно продуманные и организованные мероприятия, адаптированные специально для данного контингента. Тогда они действительно принесут пользу.

Разумеется, любое педагогическое мероприятие будет вызывать у каждого из учителей определённый интерес. Однако не будет решаться главная задача групповых методических форм работы – способствование профессиональному росту всего педагогического коллектива. Вывод очевиден.

Августовская конференция – это то мероприятия, где возможно собрание всех учителей физической культуры без исключения. Это мероприятие, которое можно организовать как праздник. Праздник начала нового учебного года для педагогов. Помимо обсуждения рабочих вопросов, касающихся всех без исключения, учителя общаются между собой в дружеской непринуждённой обстановке, что способствует их консолидации.

В целом же исходить нужно от цели работы методиста с педагогическим коллективом – повысить профессиональную компетентность каждого учителя физической культуры. Это возможно осуществить только при дифференцированном подходе. Только при таком способе методическая работа будет по-настоящему эффективной.

Дифференцированный подход в повышении профессиональной компетентности учителей физической культуры – это такая форма организации работы с ними, в рамках которой методист делит педагогический коллектив на группы и подгруппы согласно их общим качествам (квалификация, образование, опыт) и одинаковым условиям работы (наличие либо отсутствие спортивного зала; классы-комплекты, классы с большой наполняемостью и т. д.).

Группы могут также делиться на подгруппы. Например, группу молодых специалистов можно разделить на подгруппы в зависимости от условий, в которых проходит их трудовая деятельность (малокомплектные, отсутствие в школе спортивного зала). И даже тех молодых специалистов, которые работают в одном учреждении с опытным коллегой (который обычно становится их наставником), можно отнести к отдельной категории по той причине, что они регулярно получают методическую помощь специалиста со стажем.

Рассмотрим ориентировочную деятельность методиста на примере нескольких групп.

Молодые специалисты, не имеющие педагогического образования либо имеющие его в иной предметной области


Молодые специалисты, не имеющие педагогического образования либо имеющие его в иной предметной области, – группа, требующая пристального внимания и тщательной работы с ней методиста. К каждому учителю из этой группы следует приставить наставника из числа опытных педагогов – специалистов по физической культуре, даже если он работает в другой школе. Благодаря социальным сетям оказывать консультативную помощь можно на расстоянии в любое время.

Целью методиста является в максимально короткие сроки адаптировать данную группу учителей к профессиональной деятельности, а именно научить грамотно строить и проводить уроки физической культуры. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) обучить основам преподавания физической культуры в общеобразовательной школе;
2) сформировать потребность в непрерывном самообразовании;
3) выявить наиболее серьёзные проблемы учителей-неспециалистов в учебном процессе и немедленно приступить к их разрешению в индивидуальном порядке.

Какие формы методической работы будут наиболее эффективны?

Интенсивный курс. Интенсивный курс – это обучение по специально разработанной программе, отличающейся краткостью и насыщенностью. Интенсивный курс предполагает получение требуемых знаний и умений за короткий период времени.

Лекция. Лекция является традиционной формой обучения. Лекцию должна сопровождать мультимедийная презентация. Презентация повышает эффективность восприятия лекционного материала.

Семинар. Семинар считается одной из наиболее эффективных форм работы с педагогами. На семинарах систематизируются, углубляются и закрепляются полученные знания.

План работы методиста с указанной категорией учителей может быть следующим:
Занятия интенсивного курса и семинары проводит методист с привлечением опытных педагогов. Посещённые уроки анализируются под руководством методиста.

Опытные педагоги


Целью работы методиста с опытными педагогами является повышение их профессионального мастерства. Какие формы методической работы будут наиболее эффективными для достижения заданной цели?

Мастер-классы. Мастер-класс – это вызов традиционной педагогике. Бросать вызов устоявшимся методикам и педагогическом технологиям логично и справедливо тем, кто много лет проработал в традиционном русле.

Научно-практические конференции. Научно-практическая конференция предполагает, помимо педагогов, наличие участников, приглашённых из вузов и научных учреждений. То есть это форма совместной работы педагогов и учёных. Главная цель научно-практической конференции – обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы и рекомендации по её совершенствованию, всестороннее освещение учебно- педагогической проблемы и проведение экспериментальной работы по ней и т. п.

Учителя, работающие в школе без спортивного зала


Для данной группы педагогов можно организовывать семинары по различным видам групповых фитнес-тренировок. Значительная их часть не требует дорогостоящего инвентаря, а занятия вполне можно провести и в школьном коридоре.

Открытые уроки целесообразнее проводить по легкоатлетическим видам спорта и лыжной подготовке, так как занятия по ним проводятся на улице.

Для педагогов, не владеющих игрой в шахматы, можно провести интенсивный курс по шахматам для начинающих и далее по обучению шахматам в школе.

В данной статье даны лишь некоторые примеры и общие рекомендации к работе методиста с педагогами, основанные на собственном опыте. При планировании собственной профессиональной деятельности необходимо руководствоваться обстановкой с педагогическими кадрами в своём городе (районе) и уровнем своей компетентности. Первостепенно то, что индивидуальная работа с каждым учителем физической культуры для повышения его профессионального мастерства на протяжении всего пребывания в качестве педагога – это реальность, входящая в обязанности методиста.
Made on
Tilda