Учебная работа

Третий час физической культуры должен быть теоретическим

«Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни», – говорится в письме Минобрнауки РФ от 08.10.2010 «О введении третьего часа физической культуры».

В этом письме также сказано, что «не рекомендуется планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объём двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования)».

Несмотря на то, что третий урок физкультуры ввели в учебный план школы уже более десяти лет назад, дискуссии о том, рациональным ли было это решение, не прекращаются и по нынешний день. Аргументы, которые приводят противники введения третьего урока физкультуры в школьное расписание, обоснованы: нет условий; доводы «за» очевидны: борьба с гиподинамией современных школьников.

Адекватный уровень двигательной активности детей и подростков – это естественная биологическая потребность и важнейший компонент здорового образа жизни. Недостаток мышечной деятельности негативно влияет на формирующийся организм. Это факт. Школьникам важно заниматься физическими упражнениями регулярно и в необходимом для их возраста объёме. Введение дополнительного урока физкультуры призвано решить проблему гиподинамии.

Но что делать, если проводить уроки физкультуры негде? Спортивные залы перегружены, в них занимаются два-три класса одновременно. Это не может не сказаться на качестве урока. Одним учителям приходится в нарушение санитарно-гигиенических норм проводить уроки в актовом зале, в коридоре, в вестибюле школы, другие предпочитают не рисковать и проводят занятия в классных комнатах по шахматам и шашкам. Как найти компромисс? Как с помощью третьего часа физкультуры повысить двигательную активность школьников даже при отсутствии должной материальной базы для проведения занятий?

Для нормального функционирования организма детям и подросткам требуется по крайней мере 60 минут физической активности (от умеренной до высокой интенсивности) ежедневно. Это игры, состязания, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультура и физические упражнения в школе, во дворе, в семье. Активное времяпровождение продолжительностью более часа в день принесёт дополнительную пользу для здоровья. Большая часть ежедневных физкультурных занятий должна приходиться на аэробные тренировки. Физическая активность высокой интенсивности, включая упражнения по развитию скелетно-мышечных тканей, должна проводиться как минимум три раза в неделю. Таким образом, занятия физическими упражнениями в рамках уроков физкультуры даже в хорошо оснащённом спортивном зале три раза в неделю недостаточны не только для восполнения дефицита необходимой еженедельной двигательной активности, но и тем более для улучшения функционального состояния основных систем организма. Проблему недостатка двигательной активности школьников успешно могли бы решить занятия в спортивных секциях. Но не все школьники имеют возможность посещать такие занятия по самым разным причинам: финансово накладно, неудобное расписание, жёсткие требования к состоянию здоровья и т. д.

Наиболее подходящее решение этой проблемы – самостоятельные систематические занятия физкультурой и спортом. Только таким способом можно решить проблему гиподинамии школьников, не посещающих спортивные секции. И, помимо должной внутренней мотивации, ученики должны владеть теорией самостоятельных тренировок. Поэтому третий час физической культуры должен быть теоретическим. Цель теоретических занятий по физической культуре: заложить прочный фундамент знаний и умений, на котором школьники смогут строить свои тренировочные занятия самостоятельно.

Что конкретно должно быть в содержании теоретических уроков? Школьники должны в совершенстве владеть техникой физических упражнений разной направленности. Поэтому на уроках изучаются все виды упражнений из общей физической подготовки. В процессе занятий учитель помогает каждому ученику выполнить упражнение правильно, с учётом его индивидуальных анатомических особенностей и пропорций тела. Упражнения изучаются с позиции анатомического строения и функционирования человеческого тела. Ученики должны научиться развивать физические качества и производные от них способности самостоятельно, а также знать, с помощью каких упражнений формировать правильную осанку и как бороться с избыточным весом.

На теоретических уроках изучается всё многообразие направлений и видов фитнеса: какими они обладают тренировочными и оздоровительными эффектами.

Школьники осваивают различные способы регулирования физической нагрузки, такие как изменение количества повторений одного и того же упражнения, изменение времени отдыха между подходами, варьирование величин внешних отягощений, выполнение упражнений в усложнённых или облегчённых условиях и т. д.

На теоретических уроках подробно разбираются правила и тактика спортивных игр, тем самым увеличивая моторную плотность занятий, проводимых в зале.

Для того чтобы теоретические уроки по физкультуре проходили продуктивно, нельзя превращать их в скучные лекции с последующим устным или письменным контролем знаний. Каждый урок должен включать активные методы обучения, а в учебный процесс вовлечены все ученики без исключения.

Один раз в четверть с каждым классом проводится бинарный урок. Этот нетрадиционный вид урока учитель физической культуры проводит со своими коллегами. Очень увлекательны бинарные уроки по физической культуре и физике, например, по теме: «Какие силы действуют на спортсмена в момент прыжка в длину» или «Как наклон корпуса тела влияет на результат спортсмена в спринтерском беге и почему».

Важны и полезны уроки, которые совместно проводят учитель физкультуры и учитель биологии. Это могут быть уроки, например, о строении сердечно-сосудистой системы и о том, как правильно её тренировать, какие изменения происходят в крови во время физической нагрузки и т. п.

Домашние задания по физической культуре ставят своей главной целью предупреждать умственное утомление. То есть они обязательно должны содержать двигательные действия. Например, разобрали на уроке технику выполнения приседаний, мышцы, непосредственно работающие в этом упражнении, задействованные суставы, какие разновидности приседаний бывают, а в домашнем задании – многократное выполнение упражнения и его разновидностей с целью закрепления техники. Разумеется, приседания и их различные виды выполняются в комплексе с упражнениями на все группы мышц. Или другой пример. На уроке изучены ромбовидные мышцы, их расположение, строение, функции, роль в сохранении правильной осанки, показаны упражнения для их укрепления. Тогда в домашнем задании необходимо многократно повторить пройденные на уроке упражнения с целью их закрепления.

Итак, уроки физической культуры по теоретической подготовке обеспечивают школьников довольно широким кругом знаний, благодаря которым они смогут самостоятельно строить занятия по общей физической подготовке.

Помимо теории, учащиеся также овладевают двигательными навыками.

Таким образом, если сделать дополнительный урок физической культуры теоретическим, то проблема гиподинамии школьников решится и без наличия свободного спортивного зала – посредством грамотно построенных самостоятельных тренировок.
Made on
Tilda