Миссия методиста

Проведение секционного занятия Августовской конференции учителей физической культуры в форме Баркемпа

Мы, в лице методиста районного управления образованием и руководителя РМО, рады представить вам наш первый опыт проведения секционного занятия Августовской конференции учителей физической культуры в формате Баркемпа.
Что такое Баркемп?
Баркемп – это образовательное мероприятие, которое создают сами участники. Баркемп не имеет определённой программы, заранее известного перечня докладчиков и обсуждаемых вопросов. Баркемп – это собрание людей, объединённых одним делом, общими интересами и идеями, готовых обмениваться знаниями и опытом. В Баркемпе нет зрителей, активное участие принимают все присутствующие.
Почему мы сделали выбор в пользу Баркемпа?
Мысли провести встречу в форме Баркемпа приходили к нам всякий раз, когда на очередных заседаниях РМО во время перерыва учителя расходились, чтобы объединиться в небольшие группы. Каждая группа обсуждала действительно наболевшие проблемы, высказывала мнения, предлагала разные варианты решений. И тогда мы подумали: почему бы это обсуждение с единомышленниками «за кулисами» не перенести в основную часть мероприятия?

Мы хотели избавиться от формализма: нам не нужно мероприятие с "сухими" докладами и отчётами, с делением гостей на выступающих и слушателей. Нам нужно разгрузить ум, освободить в нём место для новых идей, строить смелые планы на предстоящий учебный год в свободной творческой обстановке.
Выбирая эту форму мероприятия, мы знали: когда собираются специалисты одного профиля, им есть о чём поговорить, и их беседа всегда примет верное направление.
Наша цель
Главная цель проведения Баркемпа – предоставление коллегам возможности общаться открыто: свободно высказывать своё мнение, обсуждать любые насущные проблемы, помочь поверить в то, что озвученные ими мысли стоят того, чтобы их услышали. Мы создадим такие условия, в которых учителя продемонстрируют свои сильные стороны.
Подготовка к Баркемпу
Несмотря на то, что Баркемп является мероприятием импровизированным, со своей стороны, мы, конечно же, подготовились ко всевозможным сценариям развития событий. Набросали список вопросов и тем, которые будут интересны всему коллективу, разработали планы нескольких семинаров, отрепетировали выступления. Однако всё это не понадобилось, так как нашим коллегам было что сказать и показать.

Местом проведения мероприятия выбрали спортивный зал. Потому что пространство большого помещения удобнее зонировать на несколько рабочих площадок так, чтобы группы в процессе своей деятельности не мешали друг другу. Выделили также зону отдыха.

Зал тематически оформили баннерами и плакатами.

Мы подготовили необходимое оборудование и инвентарь (ноутбуки, столы, стулья, передвижные доски с магнитно-меловыми поверхностями, спортивный инвентарь и пр.), обеспечили мероприятие беспроводной сетью Wi-Fi.
Ведущий и модератор
Как и любые другие формы мероприятий, Баркемп не может обойтись без ведущего и модератора. Мы разделили между собой эти роли.

В круг действий ведущего входило общее ведения мероприятия - его ход, поддержание соответствующей атмосферы. Ведущий произносил приветственные слова и заключительные, проводил игры, подводил итоги, занимался распределением времени на каждое событие.

На плечи модератора легла не простая задача, а именно – делать Баркемп интересным и динамичным. В поле зрения модератора находились все участники встречи. Он помогал выступающим раскрыть тему полностью, задавая наводящие и уточняющие вопросы. Он следил, чтобы каждый участник мог высказаться и предложить идеи, соблюдал при этом временные рамки. Он включал аудиторию в дискуссию.
Начало мероприятия
После регистрации и рассадки участников, ведущий произнёс приветственная речь. Было предложено выбрать цитату дня. Цитата дня – это своеобразная установка к последующей работе. Цитата нашего Баркемпа: «На пути учительства не бойся трудностей, они приведут тебя к вершине мастерства».

Далее мы кратко подвели итоги прошедшего учебного года. Представили коллегам инфографику, на которой показали ключевые количественные и качественные показатели проделанной работы. Использовали различные виды таблиц, диаграмм, другие красочные визуальные элементы, чтобы информация легче читалась и запоминалась. Отметили положительные моменты и достижения, по-философски отнеслись к неудачам, сделали выводы и обещали друг другу поработать над ошибками.
Разминка
Чтобы создать благоприятную атмосферу, помочь коллегам раскрепоститься и плавно включиться в творческий процесс, мы провели разминку. Разминались, используя специальные упражнений для тимбилдинга.

Упражнение «Возьми спички». Ведущий кладёт на середину каждого стола спичечный коробок и говорит: «Возьмите столько спичек, сколько захотите». Когда участники разберут спички, ведущий, обращаясь ко всем, объявляет: «Начиная с первого стола, в порядке очереди, представьтесь и расскажите о себе столько необычных фактов, сколько спичек вы взяли». Участники должны рассказать о себе ранее неизвестные факты (например, мелодия на моём будильнике – кантри, я владею языком суахили и т. п.).

Упражнение «Пантомима». Участники делятся на две равные команды. Одна команда загадывает любое абстрактное понятие (например, время, счастье, мудрость) и сообщает одному из игроков команды соперников. Далее тот пытается изобразить это понятие, а члены его команды отгадать. Можно задавать наводящие вопросы, на которые изображающий отвечает односложно – да или нет.

Упражнение «Стихотворение». Ведущий объявляет название будущего стихотворения (например, «Мой здоровый образ жизни») и пишет на листке первые его две строки. Затем сгибает лист так, чтобы видна была только последняя строка и передаёт сочинение одному из участников для продолжения. Каждый по цепочке делает то же самое. Когда все присутствующие запишут свои строки, ведущий раскрывает листок и вслух читает то, что получилось.
Правила
Баркемп имеет несколько правил, которых должны придерживаться участники.

1. Мы все здесь одинаковы.
2. Когда один говорит - другие слушают.
3. Ошибаться - нормально.
4. Глупых вопросов не существует.
5. Время бесплатно, но оно бесценно.

Список правил мы разместили на информационном стенде.
Программа Баркемпа
У Баркемпа нет жёсткой структуры, а расписание и темы появляются в начале самого мероприятия. Коллеги, желающие поделиться мнением, знаниями и личным опытом, пишут на специальной доске наименование занятия, которое они будут проводить, его формат и краткое содержание.

После того, как расписание Баркемпа составлено, участники могут выбрать те события, которые им интересны.

Приводим фрагмент нашего расписания.

10.00-10.30 - работа в группах.

Площадка 1. Тема: "Идеомоторная тренировка на уроках физической культуры".
Формат: мастер-класс.
Ответственный: Елашев А. Б., учитель физической культуры, инструктор по ЛФК.
Собственный опыт применения метода идеомоторной тренировки для освоения сложных технических элементов на уроках физической культуры.

Площадка 2. Тема: "Тайм-менеджмент для современного учителя".
Формат: тренинг-интенсив.
Ответственный: Забиева К. Р., учитель физической культуры, аспирантка, член спортивной сборной команды города по шахматам.
Знакомство с основами эффективного управления временем, грамотное планирование задач, правила отдыха.

Площадка 3. Тема: "Асаны йоги для снятия стресса и восстановления"
Формат: практика.
Ответственный: Ковалёва М. И., учитель физической культуры, молодой специалист, преподаватель йоги.
Выполнение комплекса асан, которые помогут избавиться от чрезмерного напряжения и успокоить разум.

10.30-10.40 - перерыв.

10.40-11.10 - работа в группах.

Площадка 1. Тема: "Проблемы развития общей выносливости у детей старшего школьного возраста".
Формат: лекция.
Ответственный: Чернов П. О., учитель физической культуры с тридцатилетним стажем педагогической работы.
Теоретический материал о необходимости изменения подходов физического воспитания к улучшению подготовленности старшеклассников.

Площадка 2. Тема: "Психология девиантного поведения подростков"
Формат: сессия вопросов-ответов.
Ответственный: Гришина Е. А., учитель физической культуры, педагог-психолог.
Выступление с опорой на вопросы аудитории, касающиеся темы, методические советы, педагогическая работе по профилактике девиантного поведения.

Площадка 3. Тема: "Зарисовки трудовых будней - не педагогично, но эффективно"
Формат: шоу историй.
Ответственный: Давыдов Р. В., учитель физической культуры, молодой специалист.
Участники по очереди рассказывают друг другу реальные истории, связанные с рабочими моментами, когда не педагогические методы воздействия на учеников оказались эффективными.

11.10-11.20- перерыв.

11.20-11.50- работа в группах

Площадка 1. Тема: "Нужны ли оценки по физической культуре"
Формат: дебаты
Ответственный: Нечаев В. Н., учитель физической культуры, молодой специалист.
Группа делится на две стороны, каждая из которых должна высказать свою точку зрения на сформулированный в теме вопрос и отстоять свои суждения.

Площадка 2. Тема: "Проблемы общения с родителями учеников»
Формат: деловая игра.
Ответственный: Цаплина Е. Н., учитель физической культуры.
Анализ конфликтных ситуаций между учителем и родителем, вырабатывание стратегии поведения в их разрешении.

Площадка 3. Тема: «Влияние неправильной техники упражнений на суставы»
Формат: семинар-практикум
Ответственный: Володин Е. М., учитель физической культуры, тренер по кроссфиту.
Доступно рассказывается и наглядно демонстрируется неправильная техника выполнения наиболее распространённых физических упражнений, приводящая к повреждениям суставов.

Как видите, основная часть Баркемпа состоит из трёх сеансов. Сеанс включает три занятия, работа в которых проходит одновременно. Между сеансами установлен десятиминутный перерыв.

В течение занятий мы не позволяем коллегам быть зрителями и просто наблюдать за процессом общения. Каждый может и должен высказаться по одной или нескольким темам, развёрнуто что-либо прокомментировать, поднять назревшие, но трудноразрешимые проблемы.
Завершение
Заключительную часть мероприятия начали с подведения итогов. Обсуждали, что узнали нового, на что из известного посмотрели по-новому, оценили свою активность и эффективность общей работы.

Далее провели упражнение «Открытка». На одной стороне альбомного листа каждому участнику нужно написать пожелания своим коллегам, а на другой нарисовать позитивный рисунок. Для этого понадобятся акварельные краски. После встречи мы оцифруем все самодельные открытки и отправим на электронную почту коллегам.

В то время, как участники работали над открыткой, мы подготовили видео, смонтированное из нескольких роликов прошедшего Баркемпа. В него попали самые интересные моменты: бурные дискуссии, оживлённые беседы, неожиданные вопросы, командная работа, увлечённые ораторы, внимательные слушатели.

В ходе диалога также решили, что некоторые проведённые занятия требуют дальнейшего углубленного профессионального рассмотрения. Поэтому сегодняшние темы включили в план РМО на предстоящий учебный год.
Наше мнение
Не все проведённые занятия отличались высоким качеством, но даже подготовленные заранее выступления редко бывают идеальными. Мы увидели, что коллеги продемонстрировали высокий уровень профессионализма, выступая практически экспромтом. По результатам Баркемпа было высказано много положительных отзывов о практической значимости занятий, готовности использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Мы с уверенностью можем сказать, что участники чувствовали себя, как «рыбы в воде».

Надеемся, что наш опыт покажется вам интересным и полезным. Благодарим, что дочитали статью до конца!
Made on
Tilda