Спортивный зал в школе – неотъемлемая часть всего школьного образования. Спортивный зал должен быть укомплектован в соответствии с требованиями в освоении предмета «Физическая культура». Качественное оборудование и инвентарь способны не только повысить эффективность уроков, но и привлечь учащихся к занятиям физическими упражнениями.
Однако, к сожалению, до сих пор довольно много школ вообще не имеют спортивных залов. Также большое количество школьных спортивных объектов не обустроены и не оснащены необходимой и обязательной комплектацией.
Многие учителя по причине отсутствия спортивного зала в неблагоприятную погоду проводят уроки по физической культуре в учебных кабинетах, занимаясь либо теоретической подготовкой, либо играми в шахматы и шашки.
Многие учителя затрудняются в проведении уроков физической культуры в необорудованном спортивном зале и без необходимого инвентаря.
Данные условия (отсутствие спортивного зала, слабое оснащение учебно-тренировочного процесса) можно назвать нетипичными, нестандартными для профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Именно для учителей, работающих в нестандартных условиях, методист должен подготовить и провести специальное семинарское занятие. Мероприятие должно преследовать цель помочь учителям повысить качество школьных уроков физической культуры.
Для достижения цели требуется последовательно решить следующие задачи.
1. Изучить материально-техническое обеспечение и оснащённость учебного процесса по физической культуре в каждой школе города (района).
2. Выявить школы, в которых материально-техническое обеспечение и оснащённость не соответствуют требованиям для проведения полноценных уроков физической культуры.
3. Оценить профессиональную деятельность учителей физической культуры, работающих в нестандартных условиях.
4. Подготовить специальный семинар для данной категории учителей и провести его.
5. Непосредственно на самом семинарском занятии совместно с участниками найти новые, наиболее рациональные средства и методы проведения уроков физической культуры в школах со слабым материально-техническим обеспечением и оснащённостью.
6. Обеспечить обмен опытом между учителями, работающими в похожих нестандартных условиях.
К семинару необходимо подготовиться заранее: приехать в проблемные школы, подробно описать условия, в которых проходит педагогическая деятельность учителя физической культуры, посетить несколько его уроков и изучить планы-конспекты, проанализировать их, выявить положительные и отрицательные стороны в работе учителя.
Важно пригласить на семинар даже тех учителей, которые успешно справляются со своей работой. Их опыт может оказаться довольно ценным для коллег.
Какую роль выполняет методист на семинаре, и какой стиль общения предпочтительнее выбрать для общения с его участниками? Методист выполняет роль ведущего и одновременно собеседника. Он наравне с учителями делится своим опытом и знаниями в решении проблемных ситуаций. Предлагая варианты решения, методист опирается не на свой авторитет. Он доказывает истинность своих суждений, полагаясь на научные данные, а также сведения, полученные практическим путём. К вводимому по теме материалу методист строит вопросы и может сам отвечать на них, вызывает вопросы у участников семинара, стимулирует самостоятельный поиск ответов на них. Добивается того, чтобы учителя думали совместно с ним.
Семинар обязательно должен сопровождаться презентацией, содержащей красочные изображения. Изображения создают определённую атмосферу и усиливают понимание заданий, которые ведущий доносит словами.
Семинар начинается с освещения проблем, с которыми столкнулся каждый из присутствующих педагогов. Участникам необходимо предоставить возможность выступить, но ограничить время выступления одной-двумя минутами. Важно не допустить перехода через ту грань, где учитель начинает искать виновных в сложившейся проблемной ситуации. Поэтому нужно обратить внимание коллектива на то, что мы будем решать ту проблему, которая зависит от нас. В данном случае от нас будет зависеть только то, какого качества уроки мы будем проводить в имеющихся условиях.
Из опыта работы
Главной моей ошибкой на семинаре с учителями физической культуры, работающими в нестандартных условиях, было то, что я заранее не оговорила с ними правила выступлений, не предупредила, что время ограничено, что мы говорим конкретно по делу и ни в коем случае не начинаем выяснять, кто виноват в сложившейся ситуации. В итоге учителя разошлись так, что остановить их было уже невозможно. Только час ушёл на обсуждение обещаний разных лиц построить спортивный зал в ближайшем будущем, и как эти обещания не были выполнены. Кроме того, было заявлено, что частично в этом есть и моя вина, просто потому, что я работник Управления образования и могла бы уже давно решить эти проблемы.
Итак, в своём выступлении учителя кратко делятся с аудиторией тем, в каких непростых условиях они вынуждены трудиться. Примеры выступления представлены ниже.
Уроки физкультуры без спортивного зала
В нашей школе закрыли спортивный зал на капитальный ремонт. Из-за финансовых неурядиц ремонт никак не могут закончить. Когда погода хорошая, уроки провожу на улице. Директор велел заниматься в школьном коридоре. Я не могу представить занятия физической культурой перед дверьми классов, в которых проходят уроки алгебры, русского языка, географии… Вопрос не столько в том, что коридор не предназначен для занятий физическими упражнениями, сколько в том, что требуется соблюдать тишину при проведении занятий.
Спортивный зал в учебном классе
В нашей школе спортивный зал отсутствует. Уроки физической культуры проходят в специально выделенном для этих целей кабинете площадью 54 квадратных метра. Какого качества урок я смогу провести в таких условиях?
В школе отсутствует какой-либо инвентарь
В нашей школе есть спортивный зал, но нет спортивного инвентаря и оборудования. Нет баскетбольных щитов, шведской стенки, оборудования для занятий спортивной гимнастикой. Кладовка для хранения спортивного инвентаря пустая.
Мы видим, что на нашем мероприятии присутствуют учителя, которые столкнулись со следующими проблемами:
1) вынуждены проводить уроки физической культуры в коридоре;
2) уроки физической культуры проводятся в классном кабинете;
3) спортивный зал имеет слабое оснащение.
Техник и приёмов проведения семинара довольно много. Мы выберем старейшую, известную и популярную технику креативности – «мозговой штурм», потому что нам надо получить новые идеи, вспомнить давно забытое старое, научиться выходить за рамки шаблонного мышления. «Мозговой штурм» эффективно использовать в группах от трёх до пяти человек. С помощью данной техники мы за относительно короткий период времени сможем генерировать множество разных идей, найдём большое количество вариантов решения проблемных ситуаций, в том числе самые необычные.
Чтобы сделать проведение «мозгового штурма» более привлекательным занятием, мы используем не совсем обычный приём, а именно – перенесём реальную проблемную ситуацию на фантастическую. Это внесёт в мыслительный процесс некоторую несерьёзность, что даст возможность раскрепоститься, думать смелее и таким образом предлагать самые невероятные идеи.
Перед «мозговым штурмом» не лишним будет провести «интеллектуальную разминку». «Интеллектуальная разминка» поможет разрядить обстановку, плавно переключиться с одного вида деятельности на другой.
Задания, которые мы будем использовать в разминке, направлены на то, чтобы напомнить учителям о невероятно большом числе разнообразных физических упражнений, немалая часть которых может выполняться практически в любых условиях.
Задания могут быть, например, следующими.
1. Назовите 10 каких-либо видов приседаний.
2. Назовите 10 упражнений с гантелями на любые группы мышц.
3. Назовите 10 видов фитнес-тренировок.
4. Назовите 10 упражнений для мышц рук и плечевого пояса.
5. Назовите 10 упражнений для развития координационных способностей.
Перед началом «мозгового штурма» учителей нужно проинструктировать. Начать следует с объяснения сути данной техники креативности, а затем объявить тему. В нашем случае она будет следующей: «Проведение уроков физической культуры в нетипичных условиях и ситуациях». Вниманию участников семинара будет предложено четыре проблематичные ситуации, которые предстоит разрешить.
На протяжении всего сеанса «мозгового штурма» мы будем придерживаться трёх правил.
Правило первое. Любая идея, любое мнение и суждение – это хорошо, даже если сказанное носит фантастический характер. Главное – не отклоняться от темы. Поэтому ни одно из предложений мы не будем оценивать и критиковать в процессе генерации идей.
Правило второе. Количество идей предпочтительнее их качества. Придумывать нужно как можно больше идей. Вероятно, что мы будем их объединять или дорабатывать. Так что смело подхватывайте чужие идеи и развивайте их. Также приветствуется комбинирование различных предложений.
Правило третье. Мы не будем делиться на генераторов идей и аналитиков идей. Каждый учитель побудет и в той, и в другой роли.
Во время генерации идей методист создаёт доверительную атмосферу и ободряет участников. Главная же его роль – записывать на доске все предложения без изменений.
На генерирование идей для каждого задания отводится 15-20 минут.
Урок физкультуры в первобытном обществе
Давайте перенесёмся в первобытное общество. С рассветом мужчины отправились на охоту, женщины – собирать съедобные ягоды и плоды деревьев, стариков оставили в пещере следить за огнём, а вам досталось самое сложное и ответственное задание – присматривать за детьми. Чтобы не тратить время зря, вы решили провести с ребятами занятие физической культурой. Какие физические упражнения вы будете использовать в основной части занятия?
Предлагая это задание, мы подразумеваем, что учителя будут размышлять над тем, как они построят уроки физической культуры без спортивного инвентаря и оборудования.
Какие варианты могут предложить учителя? Первобытным людям необходимо было уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, далеко и точно метать различные предметы. Поэтому мы сразу вспоминаем легкоатлетические упражнения. Кроме того, первобытный человек обязательно должен был быть сильным, иначе бы он не смог выжить в условиях суровой дикой природы. Поэтому мы обязательно включаем в урок силовые упражнения с весом собственного тела (подтягивания, отжимания, приседания, скручивания и т. д.). А ещё игры с мячом, потому что мяч – один из древнейших предметов игры. В древние времена мяч шили из кожи и набивали его упругим материалом (перьями, травой). И это значит, что в основной части первобытного урока физической культуры мы можем играть в футбол или в подвижные игры с элементами волейбола.
Из опыта работы
Я устроилась работать учителем физической культуры в сельскую школу. Инвентаря, которого было в достатке, немного: только волейбольные мячи и гимнастические маты. Более ничего, если не считать футбольные мячи, их каждый класс приобретал для себя в единственном экземпляре. Необорудованная спортивная площадка поросла травой. Работы предстояло много. Первом делом мы со старшеклассниками привели в порядок футбольное поле. Покрасили ворота, с помощью специальной краски нанесли необходимые разметки. По соседству с футбольным полем своими силами сделали сектор для прыжков в длину, что в общем-то было не сложно при наличии лопаты. С песком помогли родители учеников. На уроках технологии мальчики изготовили эстафетные палочки, девочки из бельевого шнура сплели волейбольную сетку. Опорные прыжки выполняли на горку из гимнастических матов, а специальные упражнения для обучения технике элементов баскетбола делали, используя волейбольные мячи.
Урок физкультуры на маленьком необитаемом острове
Ваша яхта потерпела крушение в Тихом океане. К счастью, всем удалось выжить, и теперь вы находитесь на крошечном островке прямоугольной формы площадью 50 квадратных метров в ожидании помощи. Чтобы экипаж и пассажиры яхты общей численностью 18 человек не унывали и не впадали в депрессию, вы, как креативный учитель физической культуры, решили провести с ними тренировочное занятие. Так как океан кишит акулами, занятие приходится проводить только на суше. Какие физические упражнения вы будете использовать? Какие методы организации занимающихся вы будете применять?
В этом задании мы имеем в виду организацию уроков физической культуры в условиях ограниченного пространства. В нашем случае – это класс площадью 54 квадратных метра.
Наиболее эффективным может быть следующее решение: проведение всевозможных групповых занятий по фитнесу. Аэробика, йога, стретчинг, силовые направления. В один урок можно включать сразу несколько видов фитнеса. В подготовительной части мы динамично разогреваемся с помощью аэробики, в основной части выполняем силовые упражнения с гантелями на проработку отдельных мышечных групп (body sculpt, super strong и т. п.), а в заключительной части переходим на стретчинг.
Основное достоинство проведения групповых занятий по фитнесу заключается в том, что они проводятся фронтальным способом, то есть задействованы все учащиеся без исключения. Таким образом достигается высокая моторная плотность урока.
Из опыта работы
В моей педагогической практике мне приходилось работать в школе без спортивного зала. Занятия физической культурой проходили как в коридоре, так и в специально выделенном для этого учебном кабинете. Так как пространство маленькое, то главная задача, которую следовало решить при занятиях физическими упражнениями в классе, – избежать столкновений. Для этого потребовалось зонировать класс цветной клейкой лентой на равные квадраты. Каждый занимающийся должен был выполнять упражнения, находясь исключительно на своём ограниченном пространстве.
Урок физкультуры с соблюдением тишины
Далёкое будущее, постапокалиптический мир. Люди практически истреблены кровожадными существами. Эти чудовища слепы, но обладают удивительно чутким слухом. Любые действия следует совершать бесшумно, поскольку иначе чудовище вас быстро настигнет и убьёт. Тем не менее, физически развиваться необходимо. Опишите кратко план проведения тренировочного занятия, на котором будет соблюдаться режим тишины.
Из описанной обстановки ясно, что нам надо подумать о проведении урока физической культуры в школьном коридоре. Важно проводить занятия издавая как можно меньше шума. В данном случае с этой задачей справятся так же, как и в предыдущей ситуации, групповые фитнес-тренировки. Но с условием, что это будут спокойные направления, выполняемые под тихую музыку. Например, йога, калланетика, стретчинг.
В целом же для относительно бесшумного проведения урока физической культуры в занятие достаточно не включать упражнения, имеющие фазу полёта. Разумеется, что исключены игры с мячами.
Из опыта работы
Из-за отсутствия стёкол в окнах спортивного зала, где я проводила уроки, зимой было холодно. Директор распорядился перенести занятия в коридор, под двери учебных классов. В таких условиях класс выполнял упражнения в ходьбе, различные общеразвивающие упражнения с предметами. Кроме того, учащиеся разучивали комплексы упражнений для профилактики плоскостопия в ходьбе, стоя, сидя на стуле, лёжа, а также комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
На этом первую фазу «мозгового штурма» можно считать законченной. Далее желательно сделать перерыв на чашечку чая или кофе с кексами и печеньями, чтобы пообщаться на отвлечённые темы.Через полчаса мы возвращаемся к выполнению второй части «мозгового штурма» – оценочной.
В оценочной части мы сообщаем учителям, как каждая из предложенных фантазийных ситуаций сопоставляется с реальными проблемами. В этой части требуется критика по существу для каждого задания. Смелые идеи, наподобие «загнать мамонта в ловушку» и «заклеить детям рот скотчем», изучаем на предмет их реальности и законности.
Оценить нужно все предложения: насколько они применимы к данным условиям и какова их эффективность, насколько они подходят учителю. Можем ли мы определить порядок предпочтительности или же выбрать одну-единственную идею, которая затем будет разрабатываться. И самое главное – как отобранные идеи и готовые решения интегрировать в уже отработанный процесс. Разумно ли будет это делать?
Из опыта работы
В моей первой Августовской конференции, которую я проводила в качестве методиста, один из учителей активно высказывался по поводу слабого оснащения учебного процесса в своей школе. Много говорил о невозможности качественно проводить уроки, сетовал на то, что старается как умеет разнообразить занятия, но ученикам всё равно скучно, потому что «нет никакого инвентаря». Уже на следующий день я приехала в школу, чтобы посмотреть: на самом ли деле всё так плохо, как об этом рассказывал учитель. Я увидела просторный спортивный зал, но он действительно не был оборудован: ни баскетбольных щитов, ни шведских стенок. Из инвентаря нет ничего, кроме пары мячей по баскетболу, нескольких скакалок и обручей. Школьная спортивная площадка также была не оборудована и представляла собой просторную местность с покосившимися волейбольными стойками. Но есть футбольное поле с воротами, размечен центр и точки пенальти. Можно ли сделать интересными и качественными уроки в таких условиях? Да, вполне. В тёплое время года на улице можно прекрасно проводить занятия по лёгкой атлетике. Здесь достаточно места для выполнения, например, специальных беговых и прыжковых упражнений. Достаточно пространства для оборудования сектора для прыжков в длину. В благоприятную погоду можно играть в футбол и волейбол. Через месяц я без предупреждения снова наведалась в эту же школу, чтобы посмотреть издалека на работу учителя. Мальчишки гоняли мяч по полю, девчонки сидели кружком на траве и общались. Кто в спортивной форме, кто без. Учителя нигде не было. По звонку дети побежали в школу. Через несколько минут появился другой класс. Вместе с учителем. Вначале урока учитель отметил отсутствующих. Далее мальчики побежали играть в футбол, девочки – в волейбол. Учитель сидел на лавочке и заполнял журнал. На следующий день картина практически не изменилась. Какой вывод я для себя сделала? Ясно, что с таким отношением к своей работе данному учителю даже предоставление в распоряжение целого спортивного комплекса будет недостаточно для проведения качественных уроков физической культуры.
Хорошим завершением семинарского занятия может быть мастер-класс, например, по фитнес-аэробике для девушек или силовой йоге для юношей. Обязательно следует подготовить раздаточный материал, который участники могут забрать с собой. Пакет раздаточного материала должен включать комплексы различных упражнений, которые выполняются без инвентаря или с доступным функциональным оборудованием.Есть особое свойство, которое должно быть присуще всем учителям физической культуры. Называется оно профессионализмом. Суть профессионализма заключается в постоянном и эффективном выполнении своей работы в разнообразных условиях, даже в самых сложных. Если учитель не может провести интересный и полезный урок в условиях отсутствия спортивного помещения, оборудования, инвентаря, то он находится только в самом начале пути к самосовершенствованию.
Люби дело – мастером будешь (народная пословица)